Окинава тэ

 

С давних времен остров Окинава является универсальным полигоном, для создания максимально эффективного искусства боя невооруженного человека. Таким искусством стало ОКИНАВАТЭ.

В морских просторах, на середине пути между китайским островом Тайвань (600 км) и Японским островом Кюсю (500 км), в 800 километрах от материка раскинулась гирлянда небольших островов — архипелаг Рюкю (Нансэй), площадь его всего 2,5 тыс. кв. км. и почти половина (1,2 тыс. кв. км.) приходится на самый большой остров — Окинаву. Слово Окинава буквально означает - «веревка на горизонте», и этот суровый остров действительно своим видом напоминает завязанную в узел веревку, брошенную в море. Об Окинаве известно было сравнительно мало вплоть до 1945 г., когда остров стал местом тяжелых боев между Японией и США в конце второй мировой войны.

Если представить Японию, Корею, Тайвань, Филиппины и др. в виде раскрытого веера, то Окинава придется как раз на его середину, поэтому до последнего времени, даже когда военные времена ушли в прошлое, остров Окинава остался крупнейшей американской военной базой в Юго-Восточной Азии, и основная причина этого состоит в том, что Окинава занимает очень важное стратегическое положение. Сейчас чтобы покрыть расстояние от материка (Китая) до Окинавы нужно всего лишь несколько часов, а раньше пользуясь ветром и течением доплывали за 3-5 суток. Все это делает понятным роль положения острова Окинава. Население архипелага, этнически тяготеющее к японцам, до сих пор сохраняет свою этнографическую специфику. Окинавцы — не японцы и не китайцы, однако подлинная история происхождения коренных жителей этих островов остается неизвестной. Тот факт, что Окинава находится недалеко от Китая, имеет важнейшее значение при рассмотрении вопроса об истоках развития Окинаватэ. Благодаря этому обстоятельству китайские послы, купцы, монахи, пираты, окинавцы путешествовали в континентальный Китай. В результате такого обмена окинавцы могли познакомиться с различными аспектами китайской культуры, в т.ч. с китайскими боевыми искусствами того времени. Из древнейших литературных источников, в частности Дадао бицэи (записки большого острова), известно, что развитие отношений между Китаем и Окинавой было сложено уже в 6 веке н.э. (период императорской династии Сун), а своего пика достигло в середине 15 века во времена правления Окинавских королей династии Сё.

Развитие боевых искусств на Окинаве того времени шло в 2-х направлениях: цюань фа (китайские системы боя) и ти (окинавские боевые искусства). Однако 1609 г. приносит быстрый конец отношениям между Окинавой и Китаем, от которых Окинава получала большую экономическую и культурную пользу.

Князь южно-японского клана Сацума, Шимадзу Иэхитса с разрешения японского императора, с 3-мя тысячами самураев вооруженных пушками, на ста кораблях осуществил захват и оккупацию Окинавы. Это был конец Окинавской независимости и начало сложного покорения архипелага Рюкю.

В 1610 году князь Шимадзу издает множество запретов и указов, население Окинавы облагается жесточайшими налогами и подвергается полной дискриминации. Однако, один из запретов, неожиданным образом для захватчиков, оказал мощный стимул для развития нового боевого искусства- окинаватэ. Речь шла о запрете не только на ношение и хранение, но и на владение каким-либо оружием, а также на занятия будзюцу вообще, под угрозой смертной казни. В ответ на это, все тайные общества цюань фа и ти в 1929 г. объединились в единый союз против японских оккупантов. Следствием этого является создание нового смертоносного искусства, которое возникло как комбинация всех существующих концепции, названное просто ТО ДЭ, а позднее ОКИНАВАТЭ. В постоянных схватках с самураями вооруженными не только холодным, но и огнестрельным оружием (португальскими мушкетами) оттачивали бойцы Окинаватэ свое искусство, в обстановке полнейшей секретности проводилось обучение и подготовка. Официальные японские законы той эпохи гласили: «Если лицо низшего сословия, такое как горожанин или крестьянин, будет виновно в оскорблении самурая речью или грубым поведением, его следует тут же зарубить».

Выло введено понятие — «тамеси гири» (проба меча) дающее право опробовать меч на голове любого простолюдина. В ответ на это, в столкновениях с самураями Окинаватэ приобретает ужасающую славу, провозглашая кардинальный принцип — «иккэн хиссацу» (убить одним ударом). Мастера Окинаватэ тайно посещают Китай и задерживаются там .годами, изучая наиболее эффективные стили и побеждая самых известных мастеров. Постоянное реальное усовершенствование системы, секретность и нелегальность становятся сопровождающими признаками Окинаватэ вплоть до начала XX века, хотя официальная оккупация клана Сацума заканчивается в 1875 г., когда Окинава признается составной частью Японии, а ее население приобретает все гражданские права и свободы.

Рассказывая об истории окинавских искусств боя, нельзя не упомянуть КОБУДО. Жители Окинавы, лишенные возможности иметь какое-либо оружие, во время тренировок уделяли большое внимание применению предметов и инструментов будничного назначения (главным образом хозяйственных), как оружия. Основных видов этих предметов всего пять. Это БО — обычный шест, имевший различную длину, чаще всего примерно 180 см. Тупой трезубец, используемый для разрыхления почвы при посадке риса — называемый САЙ, развивавшийся как оружие для защиты от мечей. Малый цеп для вымолоте риса, называемый НУНЧАКУ— наиболее известный в мире вид окинавского кобудо, запрещенный во многих странах как оружие из-за своего смертельного воздействия. Ручка от мельничного ручного жернова называемая ТОНФА. Мастеру ручка укрепляет предплечья и облегчает возможность отражать атаки. Тонфой можно наносит множество непредсказуемых ударов.Даже в наше время во многих странах она используется как полицейская дубинка. Серп для сбора рисового урожая называемый КАМА, еще один вид окинавского КОБУДО. Используется обычно в парном варианте и представляет собой небольшое в форме клюва, лезвие заточенное с внутренней стороны на средней длины деревянной ручке.

Все эти виды оружия являются неотъемлемой частью Окинаватэ, единым целым классического искусства боя.

В годы Мейдзи (1867—1912) Японским правительством был издан указ о мобилизации, в т.ч. и на Окинаве. В школах проводились медицинские осмотры, и врачи были поражены увидев, что занимающиеся Окинаватэ юноши резко отличаются от других учеников прекрасной физической подготовкой, стройностью и пропорциональностью. В связи с этим, примерно в 1901 —1902 гг. на Окинаве в педагогическом училище и в одной из школ г. Сюри были впервые введены легальные уроки Окинаватэ для всех желающих.Вот таким образом, благодаря истории своего развития Окинава стала универсальным полигоном для создания максимально эффективного искусства боя невооруженного человека.

Столетиями это искусство развивалось, изучалось и оттачивалось целым народом, живущим в условиях запрета на оружие. В наше время, под гигантским наплывом «основных» стилей каратэ, это искусство незаслуженно забывается, однако, до сих пор сохраняются фамильные школы, придерживающиеся старых методов обучения и искусство это до последних пет полностью не раскрыто, оно передается по секрету от учителя к ученику, из поколения в поколение, на протяжении всего жизненного пути истины.

Школа СИНДОРЮ СИДЗЮИТИКАЙ
• это древнее искусство многих поколений реальных бойцов окинаватэ
• это школа, возрождающая истинное, боевое каратэ, которое в своем развитии не потеряло актуальности и в наши дни

СИНДОРЮ СИДЗЮИТИКАЙ каратэ окинаватэ рюги — это фамильная школа боевого староокинавского каратэ и кобудо направления Сёрин. Главной чертой стиля, название которого условно можно перевести как «школа истинного пути», является сохранение идеалов БУДО воинского искусства и становление личности человека на этом трудном, но достойном пути. Отличительной чертой окинавской школы каратэ СИНДОРЮ СИДЗЮИТИКАЙ является проведение схваток подготовленных бойцов в полный контакт. Делается это потому, что только жесткий, реальный поединок позволяет по-настоящему оценить эффективность усвоенной на тренировках техники и проверить силу своего духа.

К сожалению, в наши дни лишь в немногих стилях применяются традиционные староокинавские правила поединка «ури куми го», где запрещенными являются только удары в пах и по глазам, а разрешается любая техника, в том числе захваты и удары по ногам. Все это без какого-либо намека на контроль и без защитных приспособлений. Для того, чтобы избежать травм, применяются специальные древние методики подготовки, позволяющие через полтора — два года упорных тренировок успешно участвовать в таких поединках без ущерба для своего здоровья. Причем методики не получают широкого распространения и практически неизвестны даже знатокам боевых искусств, так как это основное богатство эзотерической системы фамильной школы. По традиции соревнования по «ури куми го» проводятся только внутри школы. В случае, когда представитель другого направления заявляет себя на участие в турнире, это поощряется, но при этом люди с бесконтактными или полуконтактными навыками подвергают себя опасности травмы, участвуя в состязаниях, так как не имеют правильных рефлексов для ведения жесткого поединка. Однако, на начальных этапах занятий в период становления техники — когда о боях в полный контакт без ограничений говорить еще рано — а также с точки зрения сотрудничества с другими стилями, исключительно полезным является участие в жестких поединках по правилам японского нокдауна, фулл-контакт каратэ или таиландского бокса. В этих единоборствах можно получить необходимый первоначальный опыт, закалить свое тело и волевые качества.

На последующих этапах изучается кобудо — работа с традиционным оружием — бо, тонфа, нунчаку, сай, кама. Обучение кобудо проходит по той же схеме, что и обучение тэ: кихон (основная техника), ката (формальные упражнения) и кумитэ (спарринг).

Существуют также адаптированные, более мягкие, методы тренировок для людей пожилого возраста, женщин и детей, где не ставится задача участия в поединках, а главным становится воспитание высокоморальных качеств и обучение эффективной самообороне.

В стиле СИНДОРЮ СИДЗЮИТИКАЙ не существует спортивной конкуренции, так как считается, что школа — это большая семья, а ученики — братья и сестры. В поединках также не ставится задачи победить любой ценой, основным смыслом остается самопознание. Необходимым условием для каждого ученика является сотрудничество, основанное на взаимном уважении и понимании.

В настоящее время в Москве стиль СИНДОРЮ СИДЗЮИТИКАЙ изучают более трехсот человек. Ежегодно проводятся аттестации, семинары и турниры. Воспитанники школы успешно выступают на Российских и международных соревнованиях по полноконтактному каратэ. Таким образом, главным преимуществом школы является возможность для каждого человека — вне зависимости от его способностей — понять себя, победить свой страх перед собственными слабостями, несовершенством и недостатками, укрепить свое тело и дух, обрести уверенность в себе, в своих силах. И не только в каратэ, но и в жизни!
Автор: Сэнсей Валерий Майстровой
Опубликовано: газета "Татами и ринг" март 1994 г.