Дзен

В настоящее время очень трудно, практически невозможно дать определение что такое дзен. Как и в любой духовной практике существующей столетьями, возникают десятки, сотни различных школ, направлений. Каждая из школ пытается доказать, что их вариант наиболее правильный, соответствующий первоосновам, при этом начисто забывая о первоосновах.

Мы не собираемся рассматривать, чей вариант наиболее верный: китайский чань будизм или японские школы с их КОАНАМИ, какие ситемы медитации для достижения сатори наиболее правильные - это бессмысленные споры. На Окинаве сформировался свой вариант дзена, нигде более не распространенный, и за пределами Окинавы практически неизвестный. Формировался в условиях реального боя, а не теологических практик в монастырях. КОАНЫ (парадоксальные диалоги), выкрики, удары, медленные медитации для достижения состояния сатори не могли спасти жизнь человеку в бою с самураем вооруженным мечом. В результате дзен на Окинаве носит можно сказать узкопрактическую направленность - не абстрактное осознание Великой Пустоты, а осознание с целью решения конкретных задач. Он никем не популизируется, отсутствуют какие-либо религиозные аспекты в виде монастырей, храмов, богов. Это просто образ жизни, образ восприятия действительности, способ воспитания в семье.

Чань (дзэн), ушедший в Китае в мистицизм, а в некоторых школах даже в алхимию, японские школы, больше увлекающиеся КОАНАМИ, не подходили для реального боя. На Окинаве решалась практическая задача - достижения сатори было не абстрактной целью улучшения себя, а средством входа в состояние "Му син" (пустое сознание). Победить самурая можно было только находясь на уровне бессознательного, именно в этом состоянии психофизиологические реакции человека ускоряются в десятки раз. Состояние "му син" наиболее полно выражается двумя терминами: "Цуки-но-кокоро" ( Дух как луна ) - сознание похоже на лунный свет, который равномерно освещает все. Это сознание воспринимает противника целиком, не обращая внимание на какие-то отдельные движения, но воспринимая весь комплекс движений и реагируя на них максимальнно адекватнно и"Мидзу-но-кокоро" ( Дух как вода ). Сознание похоже на гладкую поверхность воды, дающую неискаженные отражения. Оно не занято мыслями об атаке или защите, которые могут помешать оценить намерения противника и в результате дать ему преимущество, да и сама оценка намерений не существует. Атака, отражение атаки происходит на уровне бессознательного. То есть "пустое сознание" олицетворяет "гармонию бытия" и атакующий нарушает эту гармонию. Мастер бессознательно ее восстанавливает. Жизнь человека уподобляется медленному течению реки. Противник всего лишь небольшой камень, который вода не спеша обтекает. Возникают небольшие буруны, возмущения воды - и через секунду вновь гладкая, ничем не замутненная поверхность. Вода уже забыла о камне встретившемся ей на пути.

Даосизм вышедший из древнекитайской концепции "Инь - Ян" (Ин - Ё), йогические медитативные, дыхательные практики - это основы формирования дзэна на Окинаве. "Каратэ ни сэн тэ наши"- в каратэ не нападают первым, "Каратэ ва сэн тэ нари" - в каратэ бьют первым. Это и есть классический пример окинавского Дзен.