Стили Окинавского каратэ

На протяжении столетий в рамках развития Окинавского каратэ и кобудо сформировалось несколько стилей и концепций боевого искусства, которые отличаются друг от друга. Большинство стилей Окинавского каратэ относятся к одной из двух основных систем: Сюри тэ и Наха тэ
 
Стили Окинавского Kобудо также относятся к одной из двух основных школ, рюха: Тайра и Матаёши.
 
В наше время важнейшие Окинавские стили каратэ (Окинава тэ):
 
  • Шорин (Сёрин) рю, основатель - Мацумура Сокон;
  • Мацубаяси рю, основатель - Нагаминэ Сошин;
  • Годзю рю, основатель - Мияги Чёджун;
  • Уэчи рю, основатель - Уэчи Камбун.

 

Окинава Тэ - "рука Окинавы" - стиль староокинавского каратэ, возникший в 16 веке. Высшим достижением стиля стала школа Синдо Рю -"путь истины", самая закрытая и наиболее жесткая в каратэ. В наши дни из-за гигантского наплыва спортивных стилей каратэ окинаватэ, и прежде себя не рекламирующее, ушло в тень. В боевых искусствах сложилась классическая ситуация. Как только какое-то из них становится популярным, так сразу же приходят сотни и тысячи подражателей и начинают делать на этом бизнес, выдавая вместо искусства суррогат.

Сейчас на Окинаве существует лишь одна фамильная школа боевого староокинавского каратэ и кобудо -«Синдо-рю» (ее название можно перевести как «Школа истинного пути»), принадлежащая к семейной традиции Ханаширо.

Отличительная черта школы «Синдо-рю» - проведение боев в полный контакт, без каких-либо защитных приспособлений, по традиционным староокинавским правилам поединка «ури куми го», по которым запрещенными являются только удары по глазам и разрешается любая техника. Делается это потому, что только жесткий, реальный поединок позволяет по-настоящему оценить эффективность усвоенной на тренировках техники и проверить силу духа бойцов. Для того чтобы избежать травм, применяются специальные методики подготовки, разработанные в течение столетий и позволяющие ученикам через полтора-два года тренировок успешно участвовать в таких поединках без ущерба для своего здоровья. Причем методики не получают широкого распространения и практически неизвестны даже знатокам боевых искусств, так как это основное богатство эзотерической системы фамильной школы.

Мастера школы всячески препятствуют широкому распространению окинаватэ, желая сохранить чистоту стиля. Вот как это объяснял сам Сэнсей Ханаширо Найто:
«Сейчас уже ни для кого не секрет, что легализация каратэ и его широкое распространение началось только в ХХ веке, благодаря усилиям нескольких окинавских мастеров - Гичина Фунакоши, Мабуни Кенва, Мияги Тедзюна. Странно только, что за всю историю развития каратэ на Окинаве - а это, по самым скромным подсчетам, не менее семисот лет - «великих» мастеров упоминается не более двух десятков, а за последние пятьдесят лет количество людей, претендующих на это звание (8-й дан и выше), уже превысило тысячи. Видя это, около двадцати пяти лет назад Федерация Окинава-тэ приняла решение, запрещающее производство учебных фильмов и книг по направлению окинаватэ, также посторонним запрещено присутствовать на тренировках в школе. Думаю, хотя бы таким образом мы сможем сохранить чистоту окинаватэ...»