Верная рука Окинавы
— Валерий, чем отличается Окинава тэ от традиционного каратэ?
— Если отвечать буквально, то Окинава тэ - это и есть традиционное каратэ, ортодоксальное. Все остальные стили, которые у нас принято называть традиционными, как раз современные. Они возникли в 20-е годы 20 века, им и ста лет нет. Окинавскому каратэ по самым скромным подсчетам более 700 лет.
— Бытует мнение, что каратэ пришло на Окинаву из Китая, так это на самом деле?
— Существует много версий истории Окинава каратэ. Опять же, существует традиционная версия: патриарх буддизма Бодхидхарма, индиец по происхождению, пришел в шаолиньский монастырь и организовал систему для тренировок человека, которая впоследствии распространилась по всему Китаю, из Китая на Окинаву, а потом в Японию... Хотя, если вы посмотрите на китайские виды единоборств и сравните с тем, что делают в Окинава тэ, вы не увидите практически ничего общего, принципиально разные методики и культура движений.
— А вы, какой версии придерживаетесь?
— Я считаю, что любая система формируется при условии соответствующих предпосылок для ее развития. То есть, в одном конкретном месте возник такой инцидент, как отмена оружия, причем, сначала, оружие запретил свой собственный король, для того, чтобы избавиться от преступности, а в последствии, закон ожесточили японские самураи, которые захватили остров Окинава в 1609 году. Другими словами, сложилась такая ситуация, при которой безоружные люди захотели тренироваться, чтобы из своих рук и ног сделать оружие. Если таких условий нет, то нет и смысла до такой степени развиваться вне оружия.
— А роль философии, тогда, какова?
— Философия человека, который готов на многое, загнана в угол. Представьте, на какой уровень нужно поднять свою психику и психологию, чтобы до состояния оружия довести свое собственное тело.
— Какие основные принципы Окинава тэ?
— Они все весьма практичны и приближены к жизни. Основные - это "иккэн охис-сацу" - убить одним ударом, и "мицуки сутеми" - хладнокровная решимость идти в бою до конца. То есть, по возможности победить противника одним ударом, максимально быстро завершить конфликт.
— Сохранились какие-то трактаты о бое, древние источники, благодаря которым эти принципы передаются?
— Существует ряд известных трактатов и ряд трактатов, которые до сих пор скрываются. Например, "мокуро-ку" - это источники, которые содержат конкретное описание приемов защиты от различных ударов, изучение различных точек, по которым возможно узнать, как нанести ущерб, так и оздоровить. Наиболее известный трактат, который дошел до нас - это "Бубиши", который датируется концом 17 века. Из древнейших литературных источников "Дадао бицзи"(Записки о большом острове), которому почти 1000 лет, он китайский, но, тем не менее, там подробно рассказывается об Окинаве, о том, что местные мужчины хорошо владеют рукопашным боем.
— Какова цель и значение медитации в Окинава тэ?
— Каратэ построено на медитации. Цель медитации – заблокировать процесс внутреннего диалога. Человек постоянно ведет внутренний диалог.
— В каком году вы создали школу?
— Официально мы зарегистрировались в декабре 1989-го, как только отменили запрет на каратэ. Сначала это был клуб Синдо - один из старейших, который существует до сих пор, в последствии, в 95-м году - Федерация.
— По каким критериям вы отбираете учеников?
— Мы стараемся с каждым, кто приходит, беседовать, даже если у него есть рекомендации. С первого раза понять сложно, но некоторых людей отсеиваем уже на первоначальном этапе.
— Ограничений по возрасту не существует?
— Возраст не имеет значения. На данный момент, самому взрослому ученику 63 года, самому молодому - три. Естественно, взрослые и дети занимаются отдельно друг от друга.
— У вас ведь женщины тоже занимаются, есть разница в обучении между женщиной и мужчиной?
— Есть принципиальная разница. В женских группах инструктора также женщины. Методически это правильно, результат они показывают намного лучший, потому что женщине проще и легче объяснить для женщины те вещи, которые она сама прошла. Многие говорят, что нужно тренироваться с противником, который сильнее тебя для достижения лучших результатов. Может для спорта - да, но для будо - однозначно нет. Женщинам нужно тренироваться по другой методике и вырабатывать чувство уверенности в себе, чтобы не чувствовать себя на вторых ролях по отношению к мужчине, который изначально физиологически сильнее.
— Травмы бывают на занятиях?
— Нет. Травм быть не должно, это сразу по цепочке доходит до правления Федерации, и тот инструктор, у которого на тренировках случаются травмы, скорее всего, будет отстранен от работы.
— Вы участвуете в соревнованиях?
— Да. Участвуем в массе соревнований, особенно, для того, чтобы показать, чем Окинава тэ отличается от всех остальных видов каратэ. Это "бои без правил", боевое самбо, джиу-джитсу в самом жестком варианте, международные полноконтактные соревнования самого разного уровня, вплоть до чемпионатов мира. Причем, во всех этих соревнованиях с декабря 1989 года не было ни одного случая, чтобы мы остались без призового места.
— Вы не думаете, что каратэ пользуется такой популярностью, только благодаря моде на восток?
— Мода на каратэ возникла уже в конце 40-х, это к нам оно пришло в 70-е годы.
— У нас каратэ было запрещено в 70-е годы...
— У нас, каратэ запрещали дважды, причем с 82-го по 89-й года занятия каратэ были уголовно наказуемы.
— А когда вы пришли в каратэ?
— Профессионально я начал заниматься в 1982-м году. Ровно через 5 месяцев его запретили, так что моя жизнь в каратэ с запретом связана напрямую.
— Но вас же это не остановило?
— Запрет в духовном смысле очень помог. Для духовного роста, это была колоссальная пища. Люди, которые занимались каратэ под запретом, были абсолютными фанатами своего дела. Обстановка была секретная - могли посадить. Занимались в непонятных местах, которых закрывались все окна и двери, а два человека стояли в дверях и дежурили с баскетбольными мячами. Если что - мы играем в баскетбол. Каждый человек был проверен, имел кучу рекомендаций. Это было ближе к настоящему будзюцу.
— Валерий, в чем цель каратэ?
— Есть два вектора: будзюцу и будо. Будзюцу - это искусство убивать, его цель развиться до такой степени, чтобы можно было решить любые конфликтные ситуации. В будо все гораздо глубже, оно говорит о том, что главный враг, который у вас есть – это вы сами. Не противника надо боятся, а себя самого. Цель будо – развить себя до такой степени, чтобы стать высокодуховной личностью, уметь справляться с любыми жизненными, житейскими и другого рода проблемами. Укреплять свой дух, тело и так до глубокой старости.
— Эти два направления совмещаются в Окинава тэ?
— Да. Но я, конкретно, могу говорить только за ту организацию, которую возглавляю сам. Сейчас появилось много подражателей. В свое время, когда я начинал, я был в своем роде единственный, кто занимался окинавским каратэ. Когда в 90-м году я приехал в Ассоциацию каратэ, показал, что у меня 1-й дан по Окинава тэ, и хотел получить какие-нибудь российские документы, чтобы преподавать, председатель Ассоциации мне сказал: "ну, насколько мне известно, каратэ пришло к нам из Японии (Валерий смеется - прим. автора), хотите, вот у нас есть три стиля: шотокан, шито-рю и сэнэ - выбирайте любой, готовьтесь, аттестуйтесь". Пятнадцать лет назад в России вообще не подозревали, что есть такой вид каратэ.
— У вас есть ученики, которых вы можете назвать своими преемниками?
— Есть ученики, которые занимаются у меня почти по двадцать лет, продолжают заниматься до сих пор, и сами являются мастерами.
— В каратэ важен талант или все решают упорные тренировки и практики?
— Талант - вещь хорошая, но в спорте чаще всего бывает так, что высот достигает не самый талантливый, а самый целеустремленный.
— Что для вас каратэ?
— Каратэ для меня - это, прежде всего, внутренняя свобода...