Университет Тэнри выбрал спортивную форму

Опубликовано: 
журнал "Додзё" № 5 2005 г.

Сэнсэй Валерий Майстровой, профессор Московского института физической культуры и спорта, неоднократно рассказавший журналу «Будокан» (№ 5-7) о своем общении с мастерами японских и окинавских боевых искусств, на этот раз дал большое интервью читателям «Додзё», в котором поделился впечатлениями от поездки в один из самых удивительных городов Японии.

Валерий Вадимович, вам довелось побывать в университете Тэнри, который находится в городе Тэнри. Насколько я знаю, Тэнри - город необычный: это штаб - квартира достаточно известной синтоистской секты Тэнрикё. Что же представляет собой университет Тэнри и в чем его отличие от многих других, а в чем, может быть, сходство?

— Как правильно замечено, университет Тэнри находится в одноименном городе, а он - в префектуре Нара, в самых древних японских местах, в центре бывшего царства Ямато. Город действительно возник вокруг синтоистского храма, но в Японии я не заметил какого-либо религиозного неприятия, там к религии люди относятся спокойно. В частности, ученик одного из сэнсэев, который преподает в университете Тэнри и принадлежит к течению Тэнрикё, - буддийский монах. Причем, это один из ближайших учеников, и сам сэнсэй рекомендовал нам его для лучшего изучения японских буддистских традиций: ученик устроил нам небольшую экскурсию по местным храмам. Это совершенно нормально. Но меня как человека православного религиозная тема интересует исключительно с культурологической точки зрения. Самое интересное то, что Тэнри дайгаку - один из крупнейших университетов, который имеет очень мощную спортивную базу, то есть фактически имеет свой Будокан.

Это настолько серьезно поставлено?

— Да. Именно Будокан, причем очень хороший. Даже токийский Будокан - зрелище достаточно жалкое, потому что, когда я впервые посетил его, то ожидал чего-то необыкновенного. Здание оказалось, правда, грандиозным. Меня поначалу это впечатлило, думаю: «Да, вот это, действительно, Дворец боевых искусств». И вокруг толпится огромное количество народу - просто попал на праздник будо. Выяснилось, что я попал на концерт какой-то дешевой местной певички, входящей в тридцатку. Просто как наш спорткомплекс Олимпийский. И когда я поинтересовался, как у них в токийском Будокане обстоят дела с будо, выяснилось, что существует три очень небольших по размеру зала, в одном проходила тренировка по айкидо, во втором занимались гимнасты, и третий был пустой. Это Токио. Тэнри отличается от столицы, потому что по японским меркам это город небольшой, порядка 150 - 200 тысяч населения. При этом он расположен на достаточно большой территории, очень экологически чист, там мало машин и много свежего воздуха. А если говорить о Будокане, то меня больше всего удивило, что каждое направление имеет свой собственный додзё. Главный комплекс двухэтажный, на первом этаже занимаются кэндо и только кэндо, причем в гигантском зале, площадью около 400 - 500 квадратных метров. На втором этаже находится зал дзюдо, и это такая же огромная площадка, полностью застланная татами. Кроме тренировок по дзюдо, ничего другого там не происходит. Когда я задал вопрос, где занимаются остальные, то выяснилось, что для айкидо существует отдельный додзё, тоже достаточно приличный, хотя и старый. В частности, в прошлом в этом зале тренировались многие известные европейцы, например, Антон Геесинк. У каратистов - отдельно стоящее здание, где занимаются только каратэ, и есть специальная площадка для кюдо, стрельбы из лука, с травяным покровом, постаментом из полированного дерева. То есть каждое направление и меет свой додзё. Это уникально, и сразу видно, что, с финансовой точки зрения, на этом никто не экономил.

У меня к вам вопрос как к педагогу: известно, что дзюдо и кэндо включены в Японии в обязательную школьную программу. Не этим ли объясняется особое внимание в Тэнри к этим видам единоборств или существуют какие-то другие причины?

— И дзюдо, и кэндо - это профилирующие виды японских боевых искусств, которые включены в программы школ и университетов в обязательном порядке. Однако если в некоторых университетах есть такая практика, что дзюдо или кэндо студенты должны заниматься обязательно, а всеми другими видами - факультативно, то в Тэнри это не так: вы можете выбрать свое направление, например, каратэ или айкидо, и заниматься только им.

Получается, что Тэнри в этом вопросе более демократичен?

— Получается, да. Да, сама база для дзюдо и кэндо намного лучше, и тренерский состав там просто феноменальный. Например, дзюдо преподает олимпийский чемпион Хосокава, двукратный чемпион мира в тяжелом весе Масаки, там они занимают должности простых тренеров. Интересно, что профессор Обата, который является заведующим клубом дзюдо, также заведует кафедрой русского языка, он хорошо говорит по-русски и довольно широко известен среди наших японоведов. Мы с ним очень приятно пообщались по-русски.

Наверняка, вы побывали не только у дзюдоистов?

— Мы общались со всеми, посещали тренировки, обменивались мнениями. Но меня как представителя будзюцу не очень порадовал их подход, полностью ориентированный на спортивные достижения. О каких-то философских идеях, о глубоком воспитательном смысле речи там не идет. Тренировка спортивная - от и до. Я бывал на многих тренировках и могу утверждать это официально. И вообще, для японского университетского будо это очень характерно. Их уровень как высокий я бы не оценил.

Мне кажется, это логично: те люди, которые занимаются развитием каратэ на студенческом уровне, ориентированы на соревнования и не воспринимают свой вид как часть культуры. Зато когда мы встречаемся с сэнсэями, приезжающими сюда - я хорошо помню беседу с Нисидой Юкио, - они, наоборот, со своей колокольни, с высоты своего 60-летнего возраста воспринимают каратэ только как часть культуры. У них период студенчества прошел 40 лет назад. И дальше происходит простой жизненный выбор: либо ты бросаешь навсегда, и это остается воспоминанием о молодости, либо какие-то единицы, десятки, сотни, а может, тысячи людей продолжают заниматься долго, и они пересматривают свое отношение к каратэ, потому что каратэ меняет свое место в их жизни.

— Это правильно, но проблема в другом. Меня, например, даже расстроила ситуация, когда мы пришли в клуб кюдо, где порядка 20-25 молодых японцев изучают это древнее искусство стрельбы из лука, и меня поразило то, что капитан этого университетского клуба не смог мне ответить на простой вопрос. У них на камидза висит портрет основателя этого клуба: старца в высокой шапке, с луком - в общем, самурая. Я спросил: «Кто это?» Он сказал: «А это основатель нашего клуба кюдо». Я спрашиваю: «Как его зовут?». Капитан клуба - один из самых продвинутых, у которого от частой стрельбы мозоли на пальцах, не смог мне ответить.

Я хорошо понимаю ваши чувства, потому что в Японии очень многие вещи «царапают» нас. Мы ждем от Японии чего-то более мифического, того, во что мы верили, когда сами начинали этим заниматься, и верим, что это все еще существует. А когда понимаем, что этого нет, нам становится обидно за Японию.

— Но, в данном случае, я считаю, что знать имя основателя клуба - это настолько элементарно, это не какая-то особая глубина! Когда нет понимания даже таких простых вещей, меня это действительно коробит. Все очень вежливы, все здороваются, но это распространено в Японии повсеместно, и ничего удивительного в этом нет. А с точки зрения уровня преподавания будо в университете Тэнри, я бы выстроил так: дзюдо - наивысший, затем идет кэндо, на третье место я бы поставил каратэдо, потому что все-таки несколько чемпионов Японии у них есть, на четвертое - айкидо. Айкидо в Тэнри интересно тем, что практикуется как раз тот самый единственный вид - Томики-рю, где есть соревнования. Хотя сами они себя так не называют, они называются Ассоциация айкидо Японии. Возможно, именно потому, что они проводят соревнования, Томики-рю и стала университетским видом. Главному инструктору, очень интересному человеку Ясуи Така-си, 7 дан айкидо, помогают два чемпиона Японии по этому виду. На тренировках проходят свободные рандори-поединки, а также схватки, когда один человек без оружия сражается против другого, вооруженного специальным ножом, похожим на большое эскимо. Это достаточно зрелищно, потому что удары не обусловленные, а надо непосредственно реагировать на ситуацию, пусть и с «эскимо», но если ты пропускаешь удар, очевидно, что тебя зарезали. Думаю, нашим айки-докам было бы неплохо испытать свое искусство в свободном варианте. Когда все обусловлено, это одно, а когда тебя атакуют хаотично, это другое. Но я считаю, что соревнования - это личное дело каждого, Тэнри же выбрал для себя именно соревновательную форму и ее придерживается.

Университетское будо, в том числе японское, существует для молодых. У молодых есть и здоровье, и желание выступать на соревнованиях, таким образом оно удовлетворяет их амбиции. Было бы удивительно, если бы в Тэнри вы увидели более глубокое духовное начало.

— Я на это надеялся, но этого не случилось. От остальных японских университетов Тэнри отличается только базой и повышенным вниманием к педагогическому составу. Преподаватели действительно незаурядные, в частности, главный тренер по каратэ-до Т. Танака, 8-й дан каратэдо Сито-рю. Тем не менее, среди учеников присутствуют представители стилей Годзю-рю, Вадо-рю и Сётокан. Поддерживаются все спортивные направления, причем те, кто выступают на соревнованиях по ката, тренируют только ката, а те, кто по кумитэ, занимаются только кумитэ. Такое жесткое разделение, на мой взгляд, свидетельствует о неглубоком понимании сути будо. Уровень исполнения ката с точки зрения формы великолепен, но, пообщавшись с этими ребятами, я понял, что о каком-то внутреннем содержании там речи не идет. Для них существует учеба в университете и тренировки как физкультура. То же самое можно отнести ко всем остальным. Наиболее высоко я бы, конечно, оценил дзюдоистов, потому что среди них есть даже ряд олимпийских чемпионов - выпускников этого университета, в том числе среди тренирующихся. Очень сильные ребята и вообще, я считаю, что самые сильные японские будоки - это дзюдоисты.

Почему так хорошо развивается именно дзюдо?

— Потому что дзюдо - это государственная программа развития и физкультура в школах. Каратэ развивалось по собственному течению, на дзюдо же дети в любом случае ходят на физкультуру.

Массовый охват дает возможность подготовки широкой базы.

— Однозначно. И то же самое происходит с кэндо: когда ребенок учится в японской школе, у него есть выбор - пойти заниматься дзюдо или кэндо. Все! За исключением тех школ, где утверждены какие-то авторские программы с изучением каратэ или чего-то еще.

Опять вопрос как к педагогу. Сэнсэй Танака Такэнори, который, кстати, тоже каратист, но у него отец был профессиональным университетским преподавателем кэндо и дзюдо, сказал мне следующее. Дзюдо и кэндо в Японии поставлены на государственную основу, потому что в свое время доктор Кано сумел заложить в них методологическую основу, которая жива до сих пор, и поэтому удалось включить дзюдо в олимпийскую программу. Там существует совсем иной методологический подход в обучении и в преподавании, отличный от каратэ. С точки зрения педагога, это так или нет?

— Принципиально с этим не согласен, потому что в том университете методологически все направления выстроены совершенно одинаково, то есть, ориентированы на спорт. У нас состоялась серьезная дискуссия между главным каратэкой и мной, это было в присутствии ректора, проректора и прочего руководства, причем дискуссия получилась двухчасовая. Юмор заключался в том, что я защищал традиционные ценности будо и будзюцу, а он - спортивные. Это было анекдотично: человек, приехавший из России, отстаивает истинные ценности будо, а японец говорит: «Нет, надо развивать спорт, мы хотим добиться олимпийского признания каратэдо, это наша первостепенная задача». А я говорил, что каратэ ни в коем случае не станет олимпийским видом спорта, могу даже объяснить почему.

Почему же каратэ не может стать олимпийским видом спорта?

— Каратэ не может стать олимпийским видом спорта, я в этом абсолютно уверен, и не станет. Все разговоры по этому поводу людей, которые очень за это ратуют и хотят выбить для себя под это какие-то государственные средства, не имеют под собой оснований по ряду объективных причин. Во-первых, Япония уже дала миру один олимпийский вид - это дзюдо. Следующий вид, который стал олимпийским - это таэквондо, он компенсировал недостаток того вида, где бьют ногами. Получается, у нас есть дзюдо - борьба в одежде, есть греко-римская борьбы без одежды, есть бокс, где бьют руками, есть таэквондо, где бьют ногами. Единственная ниша, которая еще оставалась, в которую можно было бы впихнуть каратэ как олимпийский вид, - это раздел по ката, потому что таэквондо вошло в программу только в спарринге. Теоретически такая возможность сохранялась, но с Пекинской Олимпиады таолу Ушу уже входит в программу как новый демонстрационный олимпийский вид, и больше для каратэ не остается никакой ниши.

Но ведь в программе есть греко-римская и вольная борьба, и обе без одежды.

— Ну, они вошли туда давно, сейчас это уже не так просто: изменилась и политическая ситуация, и финансово-экономическая. Во-вторых, каратэ не обладает соответствующей поддержкой государственного уровня, потому что, чтобы какой-то вид стал олимпийским, его какая-то страна должна мощно лоббировать.

Предполагается, что речь идет о Японии.

— Японцам неинтересно, они даже не считают каратэ своим, им достаточно дзюдо. К тому же у них есть кэндо, которое не стремится стать олимпийским видом, но, тем не менее, оно есть. А каратэ даже не японское, оно изначально окинавское, и все об этом помнят. Поэтому за что здесь бороться? И это главная причина, почему каратэ никогда не станет олимпийским видом спорта, как бы того не хотели различные европейские функционеры, зарабатывающие на этом деньги, и как бы широко это не преподавалось в японских университетах.

Беседовал Александр Куланов. 

Фото из архивов В. Майстрового и А. Куланова