Школы боевых искусств - это породы

Опубликовано: 
журнал "Будокан" № 4 2005 г.

Гостем редакции «Будокана» на этот раз стал президент Всероссийской федерации Окинава каратэ и кобудо, 6-й дан, профессор и заведующий кафедрой Московского института физической культуры и спорта Валерий Майстровой. Наш собеседник только что вернулся из древней столицы Японии - Киото и, естественно, разговор начался с рассказа об этой поездке.

Валерий, я знаю, что вы в Японии бываете довольно часто и связи с японскими наставниками поддерживаете достаточно тесные. Тем не менее, мне кажется, что последний визит в Киото произвел на вас особенно сильное впечатление. Это так?

— Да, это так. Мы ездили в Японию по личному приглашению Ясуо Дандзё, 10-й дан кэндо и йайдо. Мероприятие, которое проходило в киотском Будокане к числу рядовых никак не отнесешь. Со всей Японии туда съехалось 3500 человек, и из-за присутствия такого количества мастеров даже забронировать номер в Киото, туристической столице Японии, было огромной проблемой.

Из России много было представителей?

— Нет, только наша делегация - всего четыре человека. Мероприятие достаточно эксклюзивное и посвящено было, в основном, кэндо. Как известно, именно кэндо и дзюдо - это две основные дисциплины боевых искусств, которые в Японии изучаются в массовом порядке и преподаются в рамках учебной программы в школах и многих университетах. Остальные будо выглядят «вспомогательными». Главными темами на этом «самурайском слете» были кэндо, кюдо и йайдо. Кворум оказался невероятно представительным, а участники, то есть те, кто выступал, в возрасте от 65 лет и старше были далеко не редкостью.

Я так понимаю, что это были в основном японцы?

— Да, примерно на 98 процентов это были японцы. Присутствовали и европейцы, и американцы, но мало. Мне всегда было особенно интересно понять, к чему можно прийти в результате многолетних занятий будо в зрелые годы, и этот чемпионат был наглядным ответом на мои вопросы - на это стоило посмотреть.

Тема для нашей страны актуальная, но пока не осознанная до конца.

— И зря - рано или поздно, но большинство из нас этого возраста достигнет. К этому надо готовиться заранее и понимать, что это не период затухания собственных возможностей, а время совершенствования, очень важно, по моему мнению. Причем, совершенствования не только физического, но, главным образом, общечеловеческого. И в этом плане у меня состоялось много интереснейших знакомств во время поездки. Вот, например, настоятель одного из самых знаменитых, древних и уважаемых храмов Японии Якусидзи в городе Нара Като Теин. И для меня лично, и для организации, которую я возглавляю, Всероссийской федерации Окинава каратэ и кобудо, это были исключительно важные встречи. Дело в том, что я вижу свою главную задачу в том, чтобы, во-первых, учиться самому, а во-вторых, получать знания, получать методики из первых рук. У нас существует масса талантливых самоучек, которым не откажешь в способностях, но, тем не менее, то, чему они пытаются учить других системой не является. Дворняжка ведь тоже собака и часто очень хорошая, умная и преданная. Но для каждой определенной задачи люди стараются приобретать собак породистых, потому что порода - это некая гарантия заложенных в нее данных, способностей, интеллекта. В моем понимании, школу боевых искусств, очень условно, конечно, но можно сравнить с породой. Поэтому для сохранения и улучшения этой «породы», исключительно важно получать знания из первых рук, а не через пятую копию. У нас же часто получается, как в анекдоте: «Да, что это Карузо - шепелявит, картавит, да и слуха никакого!» — «А ты что, слышал Карузо?» — «Да нет, мне зять напел». Чтобы «зятьев, которые напевают», было поменьше, мы стараемся приглашать в Москву наиболее выдающихся мастеров будо. Некоторые из них широко известны, некоторые известны очень мало, но все они - настоящие профессионалы, и к любому из них очень непросто попасть на занятие. Это, кстати, самое главное: несмотря на повальную популярность различных будо и будзюцу, стать учеником настоящего мастера так же сложно, как и триста лет назад.

И так будет всегда, иначе произойдет «пересортица» будзюцу.

— Да, это все люди независимые, и в финансовом отношении, и по характеру. Убедить их деньгами невозможно, можно только найти подход. Это не коммерсанты от боевых искусств, которых более чем достаточно и которые ездят по всему миру, зарабатывая деньги. Мастерам, которые приезжают к нам, мы никогда не платим денег. Да, мы оплачиваем проезд, создаем условия для проживания и преподавания, но денег на нас они не зарабатывают - у них и у нас другие цели. Это наши друзья. С кем-то из них отношения складываются более прочные, с кем-то менее - люди они все сложные, особенно японцы, но это не бизнес.

У японцев учиться сложнее?

— Учится надо у мастера, а уж какой он национальности... Главный вопрос в том, как отличить мастера от псевдомастера. Это очень серьезная проблема. Есть много любителей половить рыбку в мутной водичке...

Золотую рыбку.

— Да, золотую рыбку. Для меня одним из главных критериев в определении истинного мастерства является реализм техники. Это не должно быть искусство ради искусства. Реальное наполнение должно присутствовать в каждом движении, и преподаваемая техника должна быть абсолютно применимой. Не может быть разговора о том, что это было применимо 100 лет назад, а сейчас выглядит по-другому. Или говорят «против боксера это не работает» - не может быть такого! Если техника реальна, она работает против кого угодно, а если не работает, то это плохая техника. Чтобы у человека возникло желание тебя этому учить, надо быть к нему достаточно близким. Не должно быть отношения к ученику, как к «белой обезьяне», пытающейся подражать японцам, но не понимающей сути происходящего. Японцы сами с большим подозрением, даже с брезгливостью относятся к таким «белым обезьянам», которые пытаются их бездумно копировать - это тупиковый путь.

Хорошо, вернемся в Киото.

— В Киото у нас была обширная программа, но и не только в Киото. Мы побывали в городе Канадзава на побережье внутреннего Японского моря, где посетили интереснейший храм Ниндзя-дэра, но об этом я расскажу в другой раз. Для нас в этой поездке необходимо было решить концептуальную задачу: выявить на этом «самурайском слете» максимальное количество интересных людей, познакомиться с ними и, как я надеюсь, установить с ними прочный контакт, чтобы вывозить их в Москву или ездить к ним в Японию для обучения. Образовательную задачу я ставлю во главу угла, что понятно, учитывая и мою основную работу в Московском институте физической культуры и спорта. Я считаю, что по состоянию развития будо наша страна напоминает темный медвежий угол. Огромное количество дезинформации, огромное количество спекулянтов, паразитирующих на интересе к будо, не делают нам чести.

Это удивительная ситуация: здесь, в «Будо-Спорте», мы сталкиваемся, в основном, с достойными, широко образованными людьми, с мастерами, с опытными учителями, понимающими, чем они занимаются, но как только входишь в интернет, волосы встают дыбом. Чего там только нет: и всяческие мастера уральского ниндзюцу, и продажа сертификатов на даны - «недорого и с печатью»... Продаются даже готовые федерации! А недавно одна японка спросила у меня, не нужен ли нам тренер по каратэ - у нее муж хочет преподавать. Я поинтересовался его опытом занятий, оказалось, что он никогда ничем не занимался. Просто услышал, что в России это популярно и решил «срубить» денег!

— Конечно, снова дело не в национальности. В Японии достаточно много людей с очень низкой квалификацией, но известных и даже имеющих какие-то федерации или союзы. Чем более коммерчески настроена эта федерация, тем больше это говорит о том, что учиться там нечему. Национальность инструктора не является гарантией качества преподавания.

Мне кажется, относительной гарантией может служить принадлежность инструктора к некой авторитетной традиции. И, пожалуй, самая авторитетная в мире традиция, бренд, торговая марка - это Дай Ниппон бутоку кай.

— Совершенно верно, и то, что Дай Ниппон бутоку кай постоянно проводит чемпионаты вроде того, на котором мы побывали, дает возможность мастерам посмотреть друг на друга в деле. Там на татами выходят все, независимо от возраста, и никто не может сказать: «Вот 20 лет назад я был о-го-го, а сейчас что-то неважно себя чувствую!». Мастера в любом возрасте способны показать класс. Кроме того, мы и в Москве провели уже два крупных международных фестиваля, на которые приглашали тех лучших из лучших, кого только было возможно. По нашему, окинавскому, направлению приезжали, проводили недельные семинары и выступали как участники фестиваля Такэми Такаясу, 8-й дан, и Ота Эйхати, 8-й дан Окинава каратэ и кобудо, один из самых известных мастеров в мире по окинавскому каратэ наряду с Морио Хигаонна. Они выходили, выступали, показывали то, как это должно быть. Это лучшая гарантия качества: не слова, не былые заслуги, а реальная демонстрация будо! Тот же Ота, которому 61 год, находится в великолепной физической форме, ежегодно бегает марафон и, когда он нам давал тут шестичасовые тренировки без перерыва, молодежи становилось понятно, к чему следует стремиться. Были приглашены мастера из Китая и Кореи: шифу тайцзицюань Ван У, специалист по таэквондо, чемпион Кореи, главный тренер сборной Вооруженных сил РК Лиенг Иль. Все они выступали на фестивале, и для нас это была прекрасная демонстрация того, каким должно быть настоящее будо. Поэтому образовательная задача заключается именно в этом: не ориентироваться на горе-русских, которые учатся у горе-японцев, а ориентироваться на мастеров. Я, кстати, очень не советую искать свой Путь через интернет, потому что там слишком часто пишут люди чудовищно неквалифицированные, но с невероятным апломбом. Лучше все-таки придерживаться известных, проверенных брендов, которых очень немного.

Но о которых мы будем, по мере наших сил и возможностей, рассказывать. Я надеюсь, что это не последнее интервью с вами, и о чем мы поговорим в следующий раз?

— Во время этой же поездки мы посетили по приглашению ректора университета Тэнри г-на Хасимото спортивную базу этого вуза, можно сказать, местный Будокан, в котором развиваются кэндо, дзюдо, которое преподает олимпийский чемпион Хосокава, айкидо школы Томики-рю, которая является единственной международной организацией айкидо, проводящей соревнования, каратэдо и кюдо.

И не забудем про ниндзя!

— Да, про ниндзя не забудем.

Беседовал Александр Куланов.