Путём пустого кулака
Становясь спортом, каратэ теряет силу, источник которой - древняя школа Синдо-Рю. PLUS выясняет, почему "дикие условия" России идеально подходят для развития настоящего боевого искусства
Каждый вид боевого искусства имеет свои исторические корни. Например, джиу-джитсу развили самураи. Основным оружием самурая был меч, вспомогательным считалось копье, но в крайне редких случаях воин мог остаться и без оружия. На тот случай выручало джиу-джитсу, - самурай был обязан знать несколько приемов, помогающих отнять оружие у противника. Исторические корни дзюдо и айкидо восходят от боевого искусства джиу-джитсу, в котором практикуются упражнения с мечом и с копьем. Модный сейчас тайский кикбоксинг возник практически как спорт: по аналогии с популярными в Таиланде петушиными боями были придуманы бои между людьми. Делая выбор между различными единоборствами, ученик обязательно должен понять, как возникло то или иное боевое искусство, - это поможет еще до опыта постичь его истинный смысл.
Вы, наверное, не будете спорить с тем, что каратэ - это японское боевое искусство? А между тем это широко распространенное убеждение не совсем верно. Классическое боевое каратэ изобрели не японцы, а окинавцы. Остров Окинава располагается между китайским островом Тайвань и японским Кюсю. С древних времен Окинава был особым "перевалочным пунктом", культурным трансформатором, объединяющим китайские и японские традиции. Прародителями различных стилей каратэ являются китайские монахи, купцы и путешественники, которые, задерживаясь на Окинаве, учили жителей острова боевым искусствам. Впрочем, свой подлинный "аромат" окинавские боевые традиции приобрели из-за вполне конкретной исторической ситуации.
Дело в том, что еще в XVII веке окинавцы утратили независимость: в 1610 году японский император посылает к острову вооруженную пушками гвардию из трех тысяч самураев. С этих пор окинавцам не стало житья: жестокие японские правители запретили им не только ношение, но и владение каким-либо оружием. Запрещены были и все виды боевых искусств, - за нарушение преступнику была обещана смертная казнь. Долгое время японские самураи обладали правом пробы меча "та меси гири". Оно давало возможность самураю опробовать свой новый меч на голове первого попавшегося простолюдина. Парадоксальным образом такие жестокие условия существования и стали мощным стимулом для развития и усовершенствования окинава тэ, в начале XX века трансформировавшегося в знакомое всем каратэ. Впрочем, это не совсем верно: как и в стародавние времена, Синдо-Рю - главная и самая авторитетная школа староокинавского каратэ - до сих пор не намерена раскрывать свои внутренние секреты непосвященным ученикам.
Хотя, между нами, какие уж тут особые секреты? Каратэ, казалось бы, наука если и сложная, то уж никак не окутанная флером таинственности. Что-что, а уж найти хорошую школу каратэ - не проблема. В Москве, например, их больше сотни, на любой вкус. Но ведь всегда интересно: а вдруг действительно на этот раз удастся найти сокровенное, тайное знание? Причем такое тайное, что только держись! Должен признаться: я вообще-то каратистов недолюбливаю. Странные они какие-то. Кричат, руками машут. Ногами. А чего кричать? Непонятно! Вот фильмы с каратистами - другое дело, это здорово. Хотя и фильмы эти я теперь не смотрю, взрослый уже... Но для журналиста нет неинтересных тем, тем более если есть вероятность прикоснуться к тайне. Поэтому сходить на занятие в школу староокинавского каратэ Синдо-Рю я согласился сразу.
Поскальзываясь на льду, короткими перебежками (уже немного опаздываю) пробираюсь к зданию на Олимпийском проспекте, где расположена школа. Вместе со мной к черной двери спорткомплекса подходит человек в пальто и в берете. "Тоже на каратэ", - думаю я и пропускаю его вперед. Человек берется за ручку тяжелой двери, тянет ее на себя... щелчок, и ручка остается у него.
- Э-э-э... А на каратэ - это здесь? - стараясь оставаться невозмутимым, спрашиваю я.
- Здесь, здесь, - улыбается "берет". Прилаживает ручку, открывает дверь, и мы заходим вовнутрь.
Раздевалка хорошая. Нет, знаете, вот этого характерного для спортзала запаха. Нет и обычных для мужских раздевалок разговоров. Все чинно так, спокойно. Каждый входящий здоровается по-каратистски ("Ос-с!"), раздевающиеся приветствуют его в ответ.
- Осс, Володя! Слыхал, Витек вчера руку сломал? Нет? А вот, кирпичи разбивал, ну и на третьем как-то неудачно вышло.
- Я, ребята, чего скажу вам, - вмешивается в разговор полноватый мужчина с толстенным пальцами на мощной ладони (пальцы и ладони тут, правда, у всех такие, это я сразу заметил). - Вот что: физкультура - это сила. А все остальное, кирпичи эти - фигня. Не в этом сила!
Заготовленные заранее вопросы почему-то забылись. Я-то хотел узнать боевых энергий, про секреты: мастеров... Стало ясно, что тут немножко не так, как я себе представлял. Надо с ними не про мастеров, а про что-нибудь житейское разговаривать.
- А вот вы давно уже тут занимаетесь? - интересуюсь у плотного, почти толстого мужчины восточного вида.
- Второй раз! Из Азербайджан приехал, а там - да, много лет учился. Тут очень хорошо, - смеется он и рассказывает, стряхивая снег с куртки, что это у него первая настоящая зима: у себя на родине он снега такого никогда не видел.
Когда я стягивал застрявшую правую штанину, дверь зала, соединенного с раздевалкой, открылась, и на пороге появился человек в кимоно. Впрочем, кимоно я заметил чуть позже - вошедший обращал на себя внимание другим. Залитым кровью лицом. Кто-то неслабо врезал ему по носу. Я посмотрел по сторонам - но, кроме меня, никого, кажется, разбитый нос не удивил. Здесь, наверное, к этому привыкли. Человек вытер лицо платком, посидел чуть-чуть. Я переоделся, снял ботинки (в зал для занятий - додзе - заходят без обуви) и не без трепета зашел вовнутрь, чтобы найти тренера Ивана и все-таки испытать на собственном теле подлинную силу единоборства.
Мир каратэ безграничен, но во всех контактных соревнованиях ученики Синдо-Рю всегда занимают призовые места. Додзе просторный, светлый. По стенам - зеркала, справа - закрепленные на подставках шесты, обмотанные материей. Около этих устройств стоят люди в кимоно и лупят по ним руками. На месте устройства оказаться не хочется. Как-то очень уж они лупят... не сильно даже, а - совсем не по-киношному, в общем. В додзе занимаются сразу несколько групп - каждая со своим тренером. Ивана я заметил сразу. Посмотрев на очень крепкого парня, я моментально понял, что вот это как раз и есть Иван. Еще стало понятно, что Иван - человек действительно очень сильный. Я извиняюсь за опоздание, прошу разрешения позаниматься, Иван кивает и предлагает присоединиться. Отжимаемся. Десять раз я отжимаюсь без загрузов, легко и свободно, - в школе, помню, никаких проблем не было с этим. Но тут, на двадцатый... Да еще Иван считает по-японски - выходит грозно и строго, и даже как-то неудобно не отжаться. Тем более - признаться, что устал.
Постепенно я понимаю, что это и есть главный принцип: занятия состоят из умения преодолеть себя, особенно когда сделать это, казалось бы, уже невозможно. Пытаюсь, не очень удачно, преодолеть себя, отрабатывая комплекс ударов в паре с другим учеником. Плохо делаю блок и получаю кулаком в грудь. Так меня давно не били. Но почему-то не обидно, а даже наоборот: понимаешь, что сам виноват. И я захотел прийти в Синдо-Рю еще раз.
Часовое занятие по каратэ начинается с приветствия. Учитель и ученики приветствуют друг друга - все по-японски. Потом -разминка: бег. Потом - то, что я для себя назвал "залезанием на бесконечную елку с большими колючими иглами", то есть комплексы упражнений на выносливость: отжимания, удержание неестественных поз, силовые упражнения. Под конец - отработка боевых движений и затем несколько долгожданных минут отдыха. На самом деле это не совсем отдых, а скорее медитация, - каратист не стремится отдыхать, у него совершенно иные цели.
Валерий Майстровой, технический директор Всемирной федерации Окинава каратэ и кобудо в Европе, обладатель 6-го дана, с которым я поговорил после своих непродолжительных занятий, определяет цели тренировок так: "Главное в наших занятиях - это строительство духа. Задача - по кирпичику выстроить свой дух буквально с нуля. Человек от природы очень слаб. И зачастую именно этот фактор препятствует принятию верного решения.
С духовной точки зрения человек может следовать очень хорошей и правильной идее - ненападение или приведение противника в такое состояние, чтобы он раскаялся. Но проблема в том, что человек начинает ходить в такую секцию, и ходит, может быть, в течение пяти лет, а потом к нему подходят два пьяных хулигана, и его физическое несовершенство препятствует воплощению собственного духовного идеала. Он просто пугается, когда его хватают и шарят по карманам, -сразу же все идеалы улетают как бестелесное облачко, и остается жалкий, размазанный, растерзанный человек - весь в своих переживаниях и страданиях. "
После своего второго занятия я попросил инструктора Ивана рассказать какую-нибудь показательную "боевую историю". Иван ответил, что должен сначала посоветоваться с сенсеем, может ли он делиться такими вещами с журналистами, но на следующий день рассказал о том, что случилось недавно с ним и его девушкой в одном подмосковном городке, где они оказались. У магазина, куда они зашли, дежурили семеро приятелей в ожидании "платежеспособных клиентов". Когда Иван отходил от магазина, к нему подскочили двое "бойцов" и начали было хватать его за руки и одежду с недвусмысленными намерениями, но получили по сильнейшему удару, после которых не смогли подняться, по крайней мере, до тех пор, пока Иван со спутницей не сели в машину и не уехали. Надо ли говорить, что, видя такое дело, остальные нападавшие подойти просто не осмелились.
Сэнсей Валерий Майстровой уверен, что каратэ - это степень свободы. "Это сила, -говорит он, - не ради силы, а ради свободы. Человек по идейным соображениям может не смотреть телевизор. Но при этом телевизор у него есть. А некоторые говорят, что из принципа не смотрят, а на самом деле не смотрят только потому, что телевизора просто нет: не хватает денег, чтобы купить. Любой из тех, кто овладел нашей системой и в состоянии нокаутировать нескольких человек, как правило, никогда этого не делает. Именно по той простой причине, что наши ученики обладают такой степенью свободы, которую нет необходимости доказывать.
Мир каратэ безграничен, - существуют тысячи школ и стилей. Окинавскими правилами не признаются соревнования по бесконтактным или по полуконтактным правилам, и тем не менее различные версии школы организовываются сами. А наши ученики, выступая на всех полноконтактных соревнованиях, включая даже бои без правил, еще ни разу без призовых мест не оставались. Это - единственная школа, которая показывает такие результаты."
Автор: Алексей Архипов
Фото: Сергей Гаврилов