Не играйте с тигром! Окинава по-русски

Опубликовано: 
журнал "Гун-фу"

В наши дни каратэ как явление уже давно заняло равную позицию среди других международных и известных во всех уголках земного шара видов единоборств, таких как бокс, борьба, фехтование и т.п. Это действительно следствие и значительное достижение нашего времени - эпохи повсеместного информационного обмена между людьми.

Однако еще до окончания II-й Мировой войны, т.е. до 1945 г. о существовании каратэ было мало известно даже в самой Японии. Каратэ оставалось тайной, клановой системой обучения и тренировок узкого элитарного круга дворян королевского окружения острова Окинава и не раскрывало своих секретов. Немногочисленные демонстрации настоящих мастеров того времени перед Императором Японии, на Всеяпонских фестивалях, убедительные победы над представителями бокса, дзюдо и джиу-джитсу лишь подогревали интерес широких слоев населения к изучению этого боевого искусства. Неожиданный дополнительный толчок развитию каратэ дало окончание II-й Мировой войны. Администрация США, оккупировавшая Японию, издала Указ, запрещающий занятия дзюдо и кендо, которые были объявлены наследием японского милитаризма. Каратэ этот запрет не коснулся по причине того, что американцы не подозревали о его существовании.

Второй причиной, пробуждавшей интерес, была слава каратэ как смертоносного боевого искусства, актуальность владения которым стала очень высокой в смутное, полное опасностей, послевоенное время. И третье - это возможность самостоятельных тренировок, практически в любом месте, без наличия партнера, без использования специальных матов и какого-либо др. инвентаря и оснащения, которое просто не было возможности приобретать из-за полнейшей разрухи и безденежья.

Таким образом, время и оборот событий были благоприятны для прибытия каратэ в новую эру. Однако такая возросшая популярность неожиданно подняла доселе невиданную, острейшую проблему. Недостаток, а во многих случаях и полное отсутствие квалифицированных инструкторов. Не правда ли ситуация очень напоминающая сложившуюся в нашей стране, в начале в 70-х, а затем повторившуюся в 90-х годах. Российские "старожили" боевых искусств, я полагаю, прекрасно помнят, что в то время практически каждого японца, китайца, корейца и т.п. воспринимали если не как Великого мастера, то, по крайней мере, как человека не по наслышке знакомого с каким-либо боевым искусством. Похожие обстоятельства сложились и в послевоенной Японии по отношению к окинавцам. Зная о том, что Окинава - родина каратэ, многие японцы обращались с просьбами обучить их к каждому окинавцу, мало-мальски напоминающему "каратиста". Такие обстоятельства помогли создать необычный феномен сначала в Японии, а замем в США, Европе и др. странах. Появление "мгновенных инструкторов".

Существует много примеров и эпизодов, касающихся этого явления. Один из них произошел в Токио сразу после окончания войны. Однажды на рынке один окинавский разнорабочий поймал вора и передал его полиции. Случайно присутствовавший при этом молодой журналист-японец написал статью в местную газету, которая имела большие последствия. За счет того, что в газете написали "окинавский каратист обезвредил шайку бандитов". После этого, молодые люди стали приходить к этому "герою" с просьбой обучить их каратэ. Однако этот окинавец никогда каратэ не занимался, и более того, даже не подозревал о его существовании, но смекнув, что преподавание в данных обстоятельствах сулит ему немалую выгоду, он стал "мгновенным инструктором". Этот человек отыскал своего земляка-окинавца, который в детстве немного занимался каратэ во время учебы в средней школе, и упросил его обучать себя днем, в обеденный перерыв, за символическую плату. А вечером уже сам, в оборудаванном, снятом на деньги своих последователей додзё, с большим апломбом и значительностью обучал учеников и учениц тому, что только что выучил днем. Что самое интересное, этот "мастер" сейчас всемирно известен как выдающийся "глава стиля" каратэ, популярного во многих странах, в том числе и в России.

Вторая волна "мгновенных инструкторов" пошла благодаря американцам, которые пообучавшись с грехом пополам 1-2 года во время военной службы в окинавских додзё, возвращались к себе на Родину или уезжали в Европу и открывали собственные школы, самовольно присваивая себе при этом высокие даны. Квалификация этих людей была, безусловно, бедна и поверхностна. Было невозможно учиться каратэ у них в настоящей, истинной форме, обычно требующей годы для тщательного и кропотливого изучения техники, являющейся смертоностным оружием. Поэтому, из-за желания скрыть свою подлинную квалификацию, эти "инструкторы" стали прибегать к ярким и эффектным методам обучения, которые любой мог практиковать без соответствующих знаний и долгих, тщательных тренировок. Так появились и были введены различные правила соревнований: бесконтактных, с ограниченным контактом (например, с запрещением ударов руками в голову), или с использованием защитных приспособлений (таких как шлем с забралом и нагрудник). Все эти правила ущербны по своей сути, хотя и объясняются благими намерениями, а на самом же деле они прикрывают низкую квалификацию своих изобретателей и умерщвляют саму сущность каратэ как боевого искусства.

В соответствии с положениями о соревнованиях по такого рода "правилам", присуждение победы или поражения, за редким исключением, базируется полностью на субъективном решении рефери, либо судьи данных соревнований. Однако почти всегда участники подобных состязаний не рассматривают себя побежденными, и даже хотя решение вынесено против них, общее недовольство правилами соревнований и каратэ в целом от этого только возрастает. Зрители же в большинстве случаев вообще не в состоянии разобраться, что происходит на татами.

Подобного рода неудовлетворение редко, или почти никогда не проявляется в других более "полноценных" видах спортивных единоборств, например таких, как бокс или борьба. Где в отличии от соревнований по каратэ, победитель и проигравший, в большинстве случаев, очевиден и для участников и для зрителей, и для судей. В результате правила соревнований в каратэ постоянно видоизменяются, появляются все новые школы, стили, направления и организации каратэ.

Однако главная проблема остаётся по прежнему на поверхности - невозможно из древесного листа вырастить дерево. Не зная основ и принципов системы каратэ, невозможно создать и достойные правила состязаний, которые объединили бы всех каратистов. Ведь правила спортивного каратэ - это неудачная калька со вполне разумных и точных правил дзюдо и кэндо, где у истоков стояли настоящие профессионалы, а не шарлатаны.

С этими же причинами связан и жуткий травматизм, царящий в подобного рада "спортивных объединениях". Нежелание заниматься спортивным каратэ в сочетании с незнанием элементарных базовых принципов порождает в свою очередь (видимо в противовес "спортивным направлениям") и другую крайность - так называемых "стилистов" и "традиционалистов". Они начисто отрицают любые соревнования, разве что по ката, которые выполняют, откровенно позируя друг перед другом, напоминая самодовольных павлинов. При этом и "стилисты" и "традиционалисты" кричат о каратэ как о "благородном боевом искусстве", применение которого "смерти подобно". Тренировки в таких, с позволения сказать "додзе" больше походят на светские приемы, где можно весело пообщаться и хорошо провести время, а малейшая царапина или пара капель крови вызывает шок и волну сострадания у всех присутствующих. Нет там ни дисциплины, присущей настоящему додзе каратэ, ни бойцовского духа. И хотя за один-два года занятий в таких клубах можно получить черный пояс, остаётся главный вопрос - как с помощью изучаемых приемов обычный человек может защитить себя? Как используемая на тренировках техника может сделать человека сильным, непобедимым и уверенным в себе?

В России ситуация еще более сложная. Еще более ста лет назад Ф.М. Достоевский заметил: "кто же у нас на Руси-матушке Наполеоном-то себя не считает?" К сожалению, подавляющее количество этих "Наполеонов" училось каратэ даже не у "мгновенных инструкторов", а вообще по книгам и подпольным фотокопиям.

Я надеюсь, что хотя бы общее понимание этих объективных сложностей и проблем современного каратэ позволит читателю научиться отличать зерна от шелухи и не ошибиться в выборе школы или клуба боевых искусств. При этом следует понимать, что подобного рода проблемы не миновали и другие направления японских, китайских, корейских и т.п. единоборств.

В заключение хочу напомнить, что настоящее окинава-каратэ создавалось в реальных условиях многими поколениями бойцов, которые были лишены возможности иметь оружие, но не избавлены от этой необходимости. За многие столетия они превратили в смертоносное оружие свои собственные руки и ноги. Это каратэ базируется на высоких идеях и моральных принципах, оно преодолело много трудностей за долгую историю своего развития и, несмотря ни на что, осталось живым. Каратэ, подобно всем подлинным раритетам, имеет огромный потенциал. Феноменальные достижения и тренировочные методы великих мастеров прошлого не устарели и в наши дни, и знание этих принципов и умение владеть ими может в один прекрасный момент спасти вашу жизнь.

Каратэ - это живой тигр в лесу, им следует заниматься как боевым искусством, преодолевая трудности во время тренировок, а не любуясь им как плюшевой игрушкой. Тем более абсурдно стремление завоевывать мифические очки под свистки судей. Каратэ имеет старинное наследие, полное мудрости. Ищите настоящую Школу и настоящего Сэнсея, следуйте истинным Путем (До) каратэ, показанным нам мастерами, и тогда никто из вас не останется разочарованным и каждый сможет помочь себе обрести собственное понимание боевых искусств.