Синдо-рю (Школа истинного Пути)

Опубликовано: 
Энциклопедический cправочник "Боевые и спортивные единоборства", 2002 г.

Школу создал Ханасиро Тёмо, ученик Итосу Ясуцунэ. Но изучаемые ката заимствованы не только из Сёрин-рю (стиля, который практиковал Ханасиро Тёмо), но и Годзю-рю. Видимо, это связано с тем, что нынешний облик школы сформировал Ханасиро Тёсей, племянник Тёмо. Именно он официально зарегистрировал Синдо-рю в 1956 г. Помимо Окинавы (50-60 учеников), к данной школе относится несколько групп последователей в США, Дании и России (в Москве школа Валерия Майстрового).
Главные компоненты тренинга, это практика ката, работа на снарядах (макивара, подвесной мешок), обусловленное и вольное кумитэ. Программа включает изучение 17 ката, из них 12 без оружия (в том числе два дыхательно-энергетических) и пять с оружием. Ката без оружия - Сандзюго, Пинъан 1-5, Сантин, Бассай, Кусанку, Тинто, Вансю, Сэйэнтин. Все пять форм Пинъан здесь считаются одним ката, при исполнении которого они следуют один за другим без перерывов.
Полная программа обучения рассчитана на 12 лет, в том числе 8 лет на технику боя без оружия и 4 года на овладение кобу-дзюцу. В школе Синдо-рю 8 ученических степеней кю от низшего 8-го до высшего 1-го. Каждой из них соответствует определенный цветной пояс и девиз:
8-й кю (белый пояс) - "становление на путь ученичества";
7-й кю (белый пояс с оранжевой меткой) - "начало познания";
6-й кю (оранжевый пояс) - "совершенствование в познании";
5-й кю (синий пояс) - "расширение познания";
4-й кю (зелёный пояс) - "середина ученического пути";
3-й кю (тёмно-синий пояс) - "возвышение познания";
2-й кю (коричневый пояс) - "углубление познания";
1-й кю (тёмно-коричневый пояс) - "зрелость".
Далее идут степени "дан", которые, как и в большинстве других школ японских будо, десять. После получения 4-го дана обучение по программе школы считается полностью завершенным. Человек должен идти по пути совершенствования самостоятельно.
До получения степени 1-й дан ученик овладевает техникой каратэ, а затем переходит к изучению боя традиционным оружием. Идея состоит в том, что к началу занятий кобу-дзюцу он должен владеть всей техникой каратэ. На экзамене на 2-й дан ученик должен продемонстрировать ката с длинным шестом и с короткими трезубцами (сай), на 3-й дан - с нунтяку и тонфа, на 4-й дан с парными серпами кама. Тренировки ката дополняет практика кумитэ. В Синдо-рю различают шесть основных видов кумитэ:
1. Кихон кумитэ - обусловленный учебный бой на один или на три шага;
2. Дзию иппон кумитэ - свободный учебный бой, когда нападающий проводит одну единственную атаку по своему выбору;
3. Урикуми дзию - свободный учебный бой с использованием любой техники, но без "кимэ" в ударах;
4. Урикуми го - свободный учебный бой с "кимэ" в ударах, но с запрещением ударов в глаза, горло, пах, колени и без добивания;
5. Дзиссэн кумитэ - свободный учебный бой, в котором запрещены только удары по глазам, но с жёстким судейством во избежание тяжёлых увечий;
6. Ниайтэ кумитэ - учебный бой против двух противников по правилам урикуми го.
Весовые категории отсутствуют, защитные приспособления не используются.
Как и в других школах традиционного каратэ, считается, что ката и кумитэ - это взаимодополняющие методы тренировки, нацеленной на формирование идеального бойца. Но все же практика ката стоит на первом месте, а кумитэ считается дополнительным методом тренинга.
Синдо-рю делает акцент на подготовке к реальному бою. Важнейшие принципы этой школы - "иккэн хиссацу" (одним ударом - на повал) и "мэцукэ сутэми" (хладнокровная решимость идти в бою до конца). Техника чрезвычайно жёсткая, адепт настойчиво стремиться войти в ближний бой, 85% ударов приходятся на локти, колени и ладони.
Впрочем, в школе Синдо-рю ценится умение не доводить дело до столкновения и, таким образом, побеждать без боя. Именно в этом, по мнению ее последователей, и заключается суть традиционного боевого искусства: иметь реальные возможности побеждать противника, превосходящего численностью и вооружением, не испытывая потребности в проверке своего грозного невидимого «оружия» по любому ничтожному поводу.
Главная задача полного курса обучения видится в том, чтобы воспитать нравственного человека, сильного как духовно, так и физически, а не дуболома с пудовыми кулаками, готового пускать их в ход по поводу и без повода, лишенного всяких духовных ориентиров. В соответствии с этой задачей сформулированы правила для учеников школы:
1.Ученик должен быть скромным, честным и справедливым;
2.Ученик должен быть почтителен в обращении с Учителем и вежлив со своими товарищами;
3.Ученик должен иметь не только желание, но и серьезные мотивы для изучения боевого искусства;
4.Ученик не должен применять свои навыки в боевом искусстве на улице, за исключением экстремальных
ситуаций. Ученик, замеченный в обычных драках, подлежит немедленному исключению из школы;
5.Ученик не должен курить и употреблять спиртные напитки;
6.Ученик не имеет права обучать кого бы то ни было боевому искусству без разрешения Учителя;
7.Учитель имеет право наказывать учеников и исключать их из школы.

Автор Алексей Горбылёв.