Синдо-рю - Школа Истинного Пути

Опубликовано: 
журнал "Кэмпо" № 4 1995 г.

Я занимаюсь окинавским каратэ уже 15 лет, причем девять из них являюсь профессиональным инструктором. В 1989 году, с разрешения своего учителя Ханасиро Найто, я основал в Москве школу окинавского каратэ Синдо-рю Сидзю-итикай. Это фамильный стиль древнего окинавского рода Ханасиро.

 
В декабре 1990 года учитель присвоил мне первый дан; ровно через два года — второй дан, а в феврале текущего года я получил третий дан окинавского каратэ и кобудо в стиле Синдо-рю. В настоящее время я официально представляю этот стиль в России, имею собственное додзё в Москве и возглавляю созданную в феврале 95 года Московскую федерацию окинавского каратэ. Эта федерация объединяет  около 800 человек в Москве и Московской области, практикующих различные стили окинавского каратэ и кобудо. На острове Окинава мой учитель, которому сейчас 67 лет, имеет примерно 40 преданных учеников. Кроме России, его школа открыла свои филиалы в США и и в Дании.
 
Что такое реальный бой и как применять на практике принцип «иккэн хиссацу» (одним ударом - наповал!), я знаю не из рассказов учителя и не по книжкам. Определенный период моей жизни сложился так, что десятки раз мне приходилось голыми руками защищать свое достоинство и даже жизнь. Особенно много подобных эпизодов имело место во время службы в Советской Армии. Там часто встречались компании «земляков» и «дедов», «смелых» ребят, не боявшихся нападать пятеро или семеро на одного, хватаясь при этом за палки, ремни, ножи и прочие «подручные средства». Единственную возможность выходить из подобных ситуаций здоровым и невредимым давало мне умение бить так, чтобы после одного, максимум двух ударов каждый из противников падал на землю и долго не мог встать без посторонней помощи. В ином случае меня не спасли бы ни отличная реакция, ни знание болевых точек, ни способность быстро бегать.
 
Еще один важный принцип школы Синдо-рю называется «Мэцкэй сутэми». Он обозначает такое внутреннее состояние, когда решимость идти в бою до конца, интуитивное чувство противника и абсолютное хладнокровие слиты воедино. Оба упомянутых принципа - «иккэн хиссацу» и «мэцкэй сутэми» - входят в плоть и кровь адептов школы благодаря упорному тренингу по методике, отработанной в течение нескольких столетий. Главными составляющими такого тренинга являются: практика ката; кумитэ; работа на снарядах (макивара, подвесной мешок, лапы и другие).
 
У меня вызывают иронию заявления горе-мастеров, фактически преподающих военизированную гимнастику или спортивные единоборства, но утверждающих, что на самом деле их направление – это «очень грозная» система реального боя. И что прозанимавшись лет пять или шесть под их мудрым руководством, любой средний человек сможет эффективно защищать себя от кого угодно. Во-первых, если практиковать «условное» каратэ типа Сётокан, Вадо-рю, Сито-рю или «спортивное» дзюдо, самбо, кик-бокс, то и через 15 лет не сможешь драться на равных с опытными уличными бойцами. Во-вторых, не каждому человеку суждено быть бойцом, если дух слаб, то никакой тренинг не поможет. И в-третьих, что это за «боевые системы», которые надо осваивать не меньше пяти-шести лет чуть ли не ежедневных тренировок?
 
В старину никто столько ждать не мог. Сегодня — тем более. Где гарантия, что на вас не совершат нападение после первой же тренировки? Значит, уже на первом занятии вы должны научиться хотя бы одному надежному приему самозащиты. А за год необходимо освоить солидный технический и тактический арсенал, причем реально, на снарядах и с партнерами. Тогда в самом деле можно постоять за себя. Всего один пример, подтверждающий правоту моих слов, хотя таких примеров я могу привести значительно больше. Два года назад один из моих учеников, имевший «всего лишь» 5-й кю, прогуливался со своей девушкой тихим вечером по улицам Москвы. И вот в безлюдном месте на них «наехали» трое ублюдков, один из которых был вооружен бейсбольной битой, а двое других — ножами. Произошел «разговор», в результате которого мой ученик получил несколько неглубоких порезов и большую шишку за ухом. Зато его «собеседники» будут помнить эту встречу до конца своих дней, настолько дорого она им обошлась!
 
Впрочем, превыше всего в школе Синдо-рю ценится умение не доводить дело до столкновения и, таким образом, побеждать без боя. Именно в этом заключена суть традиционного боевого искусства: иметь реальные возможности побеждать противника, превосходящего численностью и вооружением, не испытывая потребности в их проверке и применении по любому ничтожному поводу.
                                                                        * * *
Хотя в моей школе можно всего за один год научиться эффективно защищать себя, полная программа обучения рассчитана на 12 лет, в том числе 8 лет на каратэ и 4 года на кобудо. Идея здесь в том, что к началу занятий кобудо человек должен полностью владеть всей техникой каратэ. Поэтому обладатель первого дана приравнивается к тем, кто имеет четвертый дан в любом спортивном направлении каратэ. То же самое и в отношении учеников: 5-й кю в Синдо-рю — это 2-й кю в других школах. Данное утверждение не просто слова. У нас стало традицией участие младших учеников (имеющих степени 8-й, 7-й, 6-й, 5-й кю) в различных соревнованиях, где предусмотрен жесткий контакт.   
 
Речь идет о международных турнирах по рукопашному бою, русскому кэмпо (школа Ю.А. Кострова), асихара-каратэ, муай-тай, дзюдзицу и другим. Несмотря на предвзятое отношение к нам как к чужакам и необъективность судей, они еще ни разу не оставались без призовых мест. Кроме того, представители всех направлений боевых искусств и спортивных единоборств, а также «уличные бойцы», пытавшиеся работать у нас в додзё по правилам «ури куми го», на подобные эксперименты в дальнейшем больше не отваживались. В нескольких случаях исход поединков был настолько близок к летальному, что практику такого рода «товарищеских матчей» мы решили прекратить (скептикам можем продемонстрировать многочисленные видеоматериалы, запечатлевшие все упомянутые схватки).
 
В школе Синдо-рю 8 ученических степеней, от 8-й (низшей) до 1-й (высшей). Каждой из этих степеней соответствует тот или иной цветной пояс и девиз:
8-й кю (белый пояс) — Становление на путь ученичества;
7-й кю (белый пояс с оранжевой меткой) — Начало познания;
6-й кю (оранжевый пояс) — Совершенствование в познании;
5-й кю (синий пояс) — Расширение познания;
4-й кю (зеленый пояс) — Середина ученического пути;
3-й кю (темно-синий пояс) — Возвышение познания;
2-й кю (коричневый пояс) — Углубление познания;
1-й кю (темно-коричневый пояс) — Зрелость.
 
Затем идут степени «дан», которым соответствует черный пояс. Их присваивает мастер Ханасиро Найто.
 
Главная задача полного курса обучения в том, чтобы за долгие годы ученичества воспитать нравственного человека, сильного как духовно, так и физически, а не робота с пудовыми кулаками, не знающего толком, когда их надо применять. В соответствии с этой задачей сформулированы Правила для учеников школы Синдо-рю:
1. Ученик должен быть скромным, честным и справедливым.
2. Ученик должен быть почтителен в обращении с Учителем и вежлив со своими товарищами.
3. Ученик должен иметь не только желание, но и серьезные мотивы для изучения боевого искусства.
4. Ученик не должен применять свои умения в боевом искусстве на улице, за исключением экстремальных ситуаций. Ученик, замеченный в обычных драках, подлежит немедленному исключению из школы.
5. Ученик не имеет права курить и употреблять спиртные напитки.
6. Ученик не имеет права обучать кого бы то ни было боевому искусству без разрешения Учителя.
7. Учитель имеет право наказывать учеников и исключать их из школы.
 
Программа школы Синдо-рю предусматривает изучение 17 ката, из них 12 без оружия (в том числе 2 дыхательно-энергетических) осваивают ученики, а 5 с оружием — обладатели степени «дан». На второй дан — с посохом (року-сяку-бо) и короткими трезубцами (сай), на третий — с коротким цепом (нунтякой) и рукоятками жерновов (тонфа), на четвертый — с парными серпами (кама). Ката без оружия — это Сандзюго, 5 ката Пинан (нидан, сёдан, сандан, ёндан, годан), Санчин, Бассай, Канку, Чинтэ, Вансю, Сейенчин. После получения четвертого дана обучение по программе школы считается полностью завершенным. Дальше человек должен идти по Пути совершенствования самостоятельно.
 
Кумитэ включает следующие виды:
1. Кихон кумитэ — обусловленный спарринг на один или на три шага;
2. Дзю иппон кумитэ — свободный спарринг на одно движение;
3. Ури куми дзю — свободный спарринг с использованием любой техники, но без «кимэ» в ударах;
4. Ури куми го — свободный спарринг с «кимэ» в ударах, но с запрещением ударов в глаза, горло, пах, колени и без добивания;
5. Дзиссэн кумитэ — свободный спарринг, в котором запрещены только удары по глазам, но с жестким судейством во избежание тяжелых увечий;
6. Ниайтэ кумитэ — работа одного против двоих по правилам «ури куми го».
Весовые категории отсутствуют, защитные приспособления не используются.
 
В школе Синдо-рю, как и в других школах «настоящего» каратэ (которых и до второй мировой войны было немного, а сейчас осталось еще меньше), ката и кумитэ не противопоставляются. Это два способа, дополняющих друг друга, и направленных на достижение одной и той же цели — формирование идеального бойца. Но все же можно сказать, что практика ката в традиционных школах (таких, как Синдо-рю) считается основной, а кумитэ — дополнительной. Ведь каждая ката представляет собой не просто набор технических действий, присущих данному стилю, но прежде всего - медитативный поединок с несколькими противниками, различными по их росту, силе, технике, вооружению.
 
Если подходить к практике ката с такой позиции, то она незаметно для практикующего развивает его способность работать в любом поединке, как учебном, так и реальном, на «автомате». Ведь именно в процессе динамической медитации - ката - «загоняются» в подсознание двигательные «клише», связки ударов руками и ногами, уклонов и блоков, выпадов и прыжков, захватов и бросков. Все дело в том, чтобы добиться исполнения ката именно на медитативном уровне. Иначе от этих упражнений действительно будет мало пользы в плане подготовки к реальному бою на смерть. В большинстве случаев так и происходит: в ката видят лишь нормальную основу техники школы, ту «обязаловку», которую надо «сдать», чтобы получить очередной пояс. В школе Синдо-рю в практику ката вкладывается столько энергии и внутреннего смысла, что даже новички ощущают каждую из них как настоящий тяжелый бой.
 
                                                                        * * *
В клубе «Синдо», кроме окинавского каратэ и кобудо, развиваются еще два направления боевых искусств. Это дзюдзицу и цюаньфа. Первое из них возглавляет Владимир Кузнецов, мастер спорта СССР по дзюдо, первый дан по дзюдзицу, судья республиканской категории. Он чемпион Москвы в 1990-93 г.г. по дзюдо в абсолютной весовой категории, неоднократный победитель и призер международных соревнований.
 
Вторым направлением руководит шифу Ван Цзункэ из Китая. Он более 25 лет практикует цюаньфа в стиле Шаолинь, а также цигун. Ряд лет он работал инструктором в войсках спецназначения КНР, затем преподавал в Малайзии. Кирпичи под его ударами рассыпаются так, как будто они сделаны из песка, а острый меч не может пробить его горло. Мастер Ван Цзункэ занимается, помимо прочего, еще и лечебной практикой.
 
В клубе «Синдо» мы проводим соревнования в жесткий контакт по правилам, единым для всех направлений. Многим эти соревнования могут показаться слишком жесткими, даже жестокими. Однако мы считаем, что такие состязания — это наилучшая возможность проверить свою технику и свой дух, не тратя времени на бесконечные споры по существу ни о чем. Приглашаем всех желающих в клуб «Синдо» для занятий каратэ, дзюдзицу, цюаньфа или для участия в поединках по нашим правилам!
 
Приходите, приезжайте, пишите, звоните!
 
Наш адрес: 129323, Москва, ул. Снежная, 13, клуб «Синдо» (район метро «Свиблово»). Телефон (499) 180-94-73, факс (499) 180-00-11.