Философия
Мудрость мастеров Окинава каратэ и кобудо
«Ты должен знать подлинный смысл занятий боевым искусством. Посему я решил изложить то, что сумел постичь, ты же тщательно изучи то, что написано здесь. Итак, у гражданского и воинского Путей - один принцип. И гражданский, и воинский Пути разделяются на три Пути. Три гражданских Пути суть Учение об изящной словесности, Учение о толковании [канонов], Учение о Пути [конфуцианского] ученого. Учение об изящной словесности ограничивается сплетением слов в сложные выражения, составлением слов и предложений, умением высчитывать жалование, полагающееся знатным людям в соответствии с их титулами; Учение о толковании [канонов] состоит в постижении смысла канонов, обучении [канонам] других и собственном постижении их, но их нельзя назвать причастными Пути. Два этих учения дают славу лишь в литературном искусстве и потому их нельзя назвать подлинными учениями. Учение же о Пути [конфуцианского] ученого причастно Пути, оно [ведет] к постижению «вещей», делает мысль правдивой, «сознание» - правильным, благодаря этому семья приводится в порядок, страна усмиряется, и наступает мир. Вот это подлинное учение, Учение о Пути [конфуцианского] ученого. Три воинских Пути (будо) суть воинское искусство ученых (гакуси-но бугэй), воинское искусство только по названию (мёмоку-но бугэй) и воинское искусство воинского пути (будо-но бугэй). Что касается воинского искусства ученых, то [его последователи] полностью меняют методику тренировки, их мастерство поверхностно, [их воинское искусство] лишь доставляет хлопоты и превращается в подобие танца, как способ обороны оно не годится, а [его последователи] - все равно, что женщины. Что касается воинского искусства только по названию, то [его последователи] не реализуют его на практике, мечутся из стороны в сторону, говорят лишь о победах, ссорятся или чинят вред людям или же причиняют себе травмы, а порой посредством [своего «искусства»] позорят родителей и братьев. Что же касается воинского искусства воинского пути, то [его последователи] не витают в облаках, а посредством упорной непрестанной работы над собой (куфу; кит. гунфу) достигают мастерства, сохраняя покой, они выжидают, пока враг сам поднимет шум, и, захватив «сознание» врага, одолевают его. Их мастерство совершенствуется, и выявляется чудесно-мельчайшее, хотя они в состоянии совершить великое множество вещей, они не склоняются к ложному. Они также не затевают ссор. Храня верность и сыновнюю почтительность, они естественно проявляют мощь лютого тигра и скорость орла, птицы, они способны сокрушить любого врага. Это воинское искусство запрещает насилие, управляет оружием, хранит людей, предопределяет заслуги, утихомиривает народ, усмиряет простой люд, приносит богатство. Это называется Семью добродетелями воинского искусства (бу-но сититоку), в книгах я встречал даже [места, где эти добродетели] восхваляют святые. Таким образом, у гражданского и воинского Путей - один принцип, посему воинское искусство ученых и воинское искусство только по названию бесполезны, а потому должно знать, что нужно овладевать воинским искусством воинского пути, видеть «момент» и откликаться на «изменения» и посредством этого подавлять [врагов]. Без утайки изложив то, что я должен тебе передать, я искренне желаю, чтобы ты помнил о необходимости тренироваться, следуя изложенным выше указаниям.» Мацумура Сокон - основатель Школы Окинавского каратэ Шорин (Сёрин) рю.
«Каратэ - это путь, и этапы жизни человека на этом пути не подчиняются какому-либо строгому расписанию. Каждый человек сам по особенному выстраивает свою жизнь. В жизни мастера каратэ есть время пробам, искушениям и ошибкам, однако нельзя допускать ошибку и относиться к своему сегодняшнему состоянию как к чему-то окончательному и неизменному. По-настоящему поведение мастера могут понять и оценить только другие мастера каратэ, а ученикам положено критиковать лишь самих себя. Все мастера, которых я знаю и знал, имели в себе силу преодолевать жизненные пропасти, в которых оказывались, и вновь обретали Путь. Из тех же учеников, что имели дурную привычку критиковать своих учителей и говорить прописные истины, выживали лишь те, что шли путем мастера.» Сокэ Такаёши Нагаминэ, 10-й дан Мацубаяси( Сёрин ) рю Каратэ.
«Необходимо с почтением относиться к древним традициям каратэ и, прежде всего, ката. Обучая ката других людей, помни, что ты передаёшь мудрость и опыт веков, и никто не вправе подменять чужой опыт своим.» Сокэ Дзоэн Наказато, 10-й дан, основатель стиля каратэ Шориндзи (Сёрин дзи) рю.
Философия каратэ - это причудливая смесь даосизма, буддизма и йогических медитативных практик, причем даосизма в его класcическом понимании. Так сложилось что даосизм попал на Окинаву в период "36 семей" из юго-восточных провинций Китая (провинции Фуцзянь) и частично Тайваня, где он сохранился в чистом виде. В остальной части Китая в силу разных причин даосизм смешался с буддизмом и впоследствии разделился на несколько десятков различных школ и направлениий. Смешался настолько плотно что практически невозможно сказать где заканчивается одно и начинается другое. Другая составная часть философии каратэ - йогические медитативные практики. Первоначально предназначенные для концентрации с целью достижения состояния нирваны, на Окинаве стали использоваться для быстрого, практически мгновенного достижения состояния "му син" (пустое сознание). Боец окинава тэ, будучи безоружным, был вынужден вести бой с противником имеющим на теле защитные приспособления и вооруженным мечом. И не просто вооруженным - культ меча формировался у самураев практически с детства. В среднем самурай мог нанести мечом около четырех ударов в секунду. Возможность победы при таком соотношении сил лежит за пределами нормальной человеческой реакции и возможностей. В результате практики йоги претерпели значительную трансформацию. Из этих трех духовных практик и возникла филосовская и психологическая основа каратэ - дзен (чянь). Каратэ - это постоянно развивающееся искусство парадоксов, вбирающее в себя все самое лучшее. В 19 веке к учению дзэн добавилось "Хагакурэ". Вернее не добавилось, а органично вошло в учение дзэн. Парадокс заключается в том, что "Хагакурэ", написанная Ямамото Цунэтомо, являлась священной книгой самураев - главных врагов окинавцев, в боях с которыми и создавалось каратэ. Но прошли столетия, институт самураев исчез в Японии, да и сама Окинава стала частью Японии. А изучение "Хагакурэ" стало неотъемлемой частью при обучении во многих школах окинавского каратэ и кобудо.
Хагакуре
Буси до - Путь воина кодекс чести состоит из нескольких книг. Главной книгой Буси до является написанная в 1716 году монахом Ямамото Цунэтомо "Хагакурэ" ("Сокрытое в листве") ставшая "священным писанием" Буси до. Те, кто держатся за жизнь, умирают, а те, кто не боятся смерти, живут. Все решает дух. Постигнете дух, овладейте им, и вы поймете, что есть в вас нечто превыше жизни и смерти. Путь этот величественный и прекрасный. Он ведет к небесам. Они далеки. Но разве мы не должны стремиться приближаться к ним понемногу, день за днем? далее »
Дао-дэ-цзин
Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей. Поэтому, кто свободен от страстей, видит его [Дао чудесную тайну], а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме. Оба они одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. От одного глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному... далее »
Дзэн
В настоящее время очень трудно, практически невозможно дать определение что такое дзен. Как и в любой духовной практике существующей столетьями, возникают десятки, сотни различных школ, направлений. Каждая из школ пытается доказать, что их вариант наиболее правильный, соответствующий первоосновам, при этом начисто забывая о первоосновах...