Окинава тэ - убить с одного удара

Опубликовано: 
журнал "Медведь", 1998 г.

Московскую школу "Синдо рю", культивирующую стиль Окинава тэ, возглавляет Сэнсей Валерий Майстровой (6-й дан Окинава тэ и Кобудо). Президент Межрегиональной Федерации Окинава-каратэ России, член совета директоров Всемирной федерации Окинава тэ, шеф - инструктор Европейского региона. Валерий Майстровой - личность легендарная в мире каратэ, ученик Мейтоку Яги (10-й дан), Такаеши Нагаминэ (10-й дан), Эйхачи Ота (9-й дан), Ханаширо Найто (6-й дан), единственный россиянин, которому японцы предложили место в совете директоров своей федерации. Человек, упорно избегающий общения с широкими кругами московских каратистов, абсолютно не рекламирующий свою школу "Синдо рю". Ниже мы публикуем эксклюзивное интервью, данное Валерием Майстровым журналу "Медведь".

Валерий, как Вы начали заниматься каратэ?

— Это было начало 80-х - каратэ под строжайшим запретом. Тренировались в каких-то клубах, окраинных спортзалах, маскируясь под баскетболистов, волейболистов и еще неизвестно под кого. Естественно, никаких упражнений с оружием, никакой формы, поясов. Признак мастера - черные штаны с черной майкой. На входе в зал ставили двоих человек с баскетбольным мячом, которые в случае опасности подавали сигнал. Кроме этого ежедневно по несколько часов тренировался дома. Входил в те годы в десятку сильнейших каратистов Москвы.

— Окинаватэ сверхжесткий, даже жестокий вид каратэ и практически никому не известный, как Вы пришли к нему?

— Благодаря нашей армии, как тогда ее называли "школа мужества". Там процветала дедовщина, наверное сам знаешь, что это такое. По натуре я очень спокойный человек, но не могу терпеть когда меня унижают. Я восстал с первого дня, посчитав что в каратэ кое-что умею и отобьюсь. Пошел против системы, и начался жесткий прессинг. Драться приходилось по несколько раз в день в течение 7 месяцев. И самым неприятным открытием было то, что отбиться от 4-5 человек могу, а нейтрализовать, обездвижить их нет. Но неожиданно один из ударов, никак не вписывающийся в "классические каноны московского каратэ" того времени, достиг цели. Нападавший не смог встать. Позже нашел еще несколько аналогичных ударов. Мои оппоненты поняли, что меня не сломать. А если "система" не может сломать человека, она его уничтожает. В один из моментов против меня вышло человек 15, с табуретками, штык ножами, с одной целью уничтожить. И тут совершенно неожиданно я впал в какое-то трансовое состояние, сказалось наверное многомесячное недосыпание и жесткий психологический и физический прессинг. Если раньше дрался, защищая свое достоинство, свою жизнь, то в этот момент я почувствовал что, мне все равно, жив или мертв, у меня исчез страх смерти.

— Вы вошли в состояние "пустого сознания"?

— Да, но тогда я не знал этого термина, как и не знал что только большие мастера с помощью "психотехники бессознательного" могут отключать рефлексирующее сознание и входить в особое трансовое состояние, именуемое МУ СИН "пустое сознание". Вообще достижение "пустого сознания" - главная цель системы психорегуляции в боевых искусствах и определяется двумя поэтическими терминами: Цуки-но-кокоро ( Дух как луна ) - сознание похоже на лунный свет, который равномерно освещает все. Это сознание воспринимает противника целиком, и Мидзу-но-кокоро ( Дух как вода ). Сознание похоже на гладкую поверхность воды, дающую неискаженные отражения. Оно не занято мыслями об атаке или защите, которые могут помешать оценить намерения противника и в результате дать ему преимущество. Атака, отражение атаки происходит на уровне бессознательного. То есть "пустое сознание" олицетворяет "гармонию бытия", и атакующий нарушает эту гармонию. Мастер бессознательно ее восстанавливает.

— Это состояние достигается тренировками?

— Да, или психологическими тренировками, или, как в моем случае, система самосохранения человека сама переключила мозг в такой режим. В этот момент я почувствовал, что у меня нет прошлого, нет будущего. Есть только один настоящий момент.

— А чем закончился этот бой?

— Ничем, они посмотрели на меня и разошлись, побросав свои табуретки. Никто из них не рискнул начать. Этот бой, в котором я не нанес ни одного удара, считаю самой большой своей победой.

— А Вы не пробовали обратиться к офицерам?

— О чем ты говоришь, это "Система", система с круговой порукой. А потом я считаю, что мужчина должен самостоятельно решать свои проблемы.

— Но если цена этой проблемы - жизнь?

— Все равно, только самостоятельно, иначе жить не стоит. Впрочем тут каждый выбирает для себя сам.

— Отслужив Вы вернулись в Москву?

— Да, приехал в Москву, пошел в свою секцию каратэ и сказал : "Ребята, все чем мы занимались - дерьмо. В реальном бою, когда ставка жизнь - ваше каратэ неэффективно, Вы не сможете защитить себя. Это все красиво, но не более того." Но в ответ столкнулся со стеной непонимания.

— А Вы не пробовали пойти в другие секции, школы?

— Пробовал, обошел все залы Москвы, пытаясь донести эту мысль. Провел кучу боев, показывая, что я теперь могу. Мне все говорили: это не спорт, это убийство. Но их спорт я уже хорошо почувствовал на своей шкуре. Заниматься бесконтактным каратэ или с ограниченным контактом уже не мог и не хотел. Это все одна тенденция: масло - обезжирить - холестерин вреден, секс только в презервативе - СПИД, каратэ только бесконтактное или частичный контакт, или куча защитных приспособлений. К сожалению, настоящий мужчина с его мужскими увлечениями становится крайне непопулярной личностью. Простой пример, подсчитай сколько у нас выходит женских или рассчитанных на что-то среднее журналов - десятка полтора - два, а мужских... Мужчины как класс исчезают.

— А чем закончились Ваши отношения со спортивным каратэ?

— Посоветовав им переориентироваться на шашки, я решил бросить занятия каратэ. Но все же не бросили. Нет, спортивное каратэ я оставил. Ни один из культивируемых в Москве стилей меня не удовлетворил. И совершенно случайно, от человека, практически никак не связанного с каратэ, но часто бывавшего в Японии, я услышал, что существует староокинавское каратэ - один из наиболее закрытых и наиболее жестких стилей каратэ, бои в котором идут только в полный контакт, защитных преспособлений не используется, правил как таковых не существует, весовых категорий также. Из приемов запрещены только удары по глазам. Я понял - это мое.

— Но насколько я знаю, это сверхзакрытая школа, чужих туда близко не подпускают. Это не Шаолинь, в котором сейчас за 50 долларов проводят двухнедельный курс обучения и выдают диплом чуть ли не шаолиньского монаха.

— Это, наверное, самая сложная задача, которую мне удалось решить в своей жизни, и которую я начал решать 20 лет назад, прийдя в каратэ. Человек, который рассказал мне об окинава тэ, знал Сэнсея Ханаширо Найто - главу школы боевого староокинавского каратэ Синдорю Сидзюитикай. Он рекомендовал меня ему. Главная ценность методики тренировок - эзотерические знания школы. Это самый большой секрет. Знаешь методику тренировок, через год можешь работать в полный контакт без травм. В других стилях каратэ, где пробовали работать в полный контакт, люди получали тяжелые травмы.

— То есть Вы хотите сказать, что в окинава тэ при полном контакте отсутствует травматизм?

— Да, за 12 лет в моей школе не было ни одного случая. Объяснение простое - методика тренировок: формирование мышечного корсета, умение держать удар, повышение порога выносливости и болевой чувствительности. И самое главное - методика исполнения ката.

— А что такое "ката"?

— Это система боевых движений, подобно нотам и гамам в музыке, в которых содержатся все основные технические действия и передвижения, существующие в стиле. Выполняющий ката ведет медитативный поединок против нескольких противников, атакующих одновременно, различных по силе, росту, технике владения ударами и вооружению. Ката воссоздает условия реального поединка, заставляет действовать на уровне подсознания. В результате вырабатывается автоматизм движений и рефлексов.

— А как Вам удалось стать учеником Ханаширо Найто?

— Я уже говорил, меня порекомендовали ему. Он приехал в Москву, посмотрел как мы работаем в Додзе и остался на довольно длительный срок, передав мне часть своих знаний, и до сих пор мы поддерживаем с ним довольно тесные отношения. В прошлом году я ездил на Окинаву, сдавал на 4-й дан. После экзамена мне было предложено место в совете директоров Всемирной федерации Окинава тэ.

— Насколько я знаю, Вы единственный русский, которому оказана такая честь.

— В классическом староокинавском каратэ - да. В других стилях не знаю. К сожалению и в Японии понятие каратэ девальвировалось. Создаются десятки облегченных стилей. Мы не поддерживаем с ними никаких отношений. В совете директоров всемирной федерации Окинава тэ я представляю Синдо рю - самый жесткий стиль староокинавского каратэ.

— А как проходил экзамен?

— Четыре с половиной часа непрерывных упражнений. Ката, кобудо.

— Криминальные круги не обращались с предложениями о работе?

— Обращались и не раз, но эти предложения я даже не рассматриваю, для меня это неприемлемо как по моральным соображениям, так и по духу, идеологии окинава тэ. Со спецслужбами работал, консультировал инструкторов по рукопашному бою спецназа ГРУ, этим летом проводил семинары для аналогичных структур в Словакии, Венгрии и Болгарии. Приглашали на постоянную работу в Чучково, но я не могу оставить свою школу в Москве, своих учеников. Все мои первые ученики и ученицы сейчас стали инструкторами окинава тэ...

— Извините, что перебиваю, у вас занимаются женщины?

— На Окинаве так исторически сложилось, что женщинам приходилось защищаться от самураев и поэтому в окинава тэ очень интересная методика обучения женщин. Окинава тэ изначально создавался как стиль для мужчин и женщин, и женщины достигают в нем неплохих успехов. Одна девушка, прозанимавшись у меня год, этим летом попала в неприятную ситуацию. В подъезде на нее напал какой-то маньяк с ножом, массой в 2 раза больше ее. Она выбила у него из рук нож, а когда он полез во второй раз, сломала ему руку - открытый перелом и вызвала милицию. Приехавшие милиционеры, увидев этот "божий одуванчик" и этого громилу, развели руками. Все это зафиксировано в милицейском протоколе. И что самое главное, она до сих пор не может понять, как ей это удалось сделать. Вот в этом и есть одна из главных задач окинаватэ - выполнение приемов на уровне подсознания, рефлекса.

— Валерий, но Вы же готовите людей, которые могут убить одними руками.

— Не только одними руками, но и одними ногами. Шучу. В стиле окинава тэ существует свод правил, одно из которых гласит : " Ученик не должен применять свои умения в боевом искусстве на улице, за исключением экстремальной ситуации." А потом, когда я покупал кухонные ножи или топор, я ни разу не видел на них инструкции: "Убивать и разделывать людей запрещено". Но ведь убивают. Каждый использует их по своему уровню развития. Обучение боевому искусству не главная цель окинаватэ, главная цель - путь самопознания и постижение высшего закона существования, духовного совершенствования.

— А где духовные истоки окинава тэ?

— На этот вопрос сложно ответить. Тут все зависит от временного исторического промежутка. Но если брать первооснову боевых искусств, то это несомненно "Сунь Цзы". Если мы все вышли из "гоголевской шинели", то боевые искусства вышли из "Сунь Цзы".

— Расскажите об этом подробней.

— Сунь Цзы, знаменитый воин, философ, живший в Древнем Китае в VI веке до нашей эры. Он написал трактат о военном искусстве. Это самый фундаментальный и наиболее почитаемый в "Семикнижии" военных трактатов. Он стал своего рода библией боевых искусств. Кроме обобщения военной стратегии Сунь Цзы воплотил в себе представление о высшем законе, которому подчинено все на земле. Это древнейшая концепция "инь - ян". Две космические силы - "ИНЬ" (темный, луна, ночь ) и "ЯН" (светлый, солнце, день). Противоборство, дополнение, взаимодействие этих начал создает гармонию. Эта концепция легла в основу знаменитой "Книги перемен". А Сунь Цзы показал действия общего закона "инь - ян" в сфере боевых искусств, и через познание боевых искусств, познание высшего закона гармонии. Ведь любой реальный бой ведется для возращения гармонии в состоянии человека. Отсюда боевые искусства - это путь самопознания и самосовершенствования человека через искусство "Будо" - воинского пути. Так что получается, что ножом убить проще, чем познать себя.

— Давайте вернемся в нашу эпоху. Вы участвуете в соревнованиях?

— Нет. Мне это давно неинтересно, доказывать кому либо что-то. Зачем? Мне намного интереснее практиковать ката. Но мои ученики участвуют в различных международных соревнованиях в полный контакт, в боях без правил. Хотя какие это бои без правил. Каждая школа, проводя турнир, придумывает какие-то ограничения. Лежачих не добивают, это разрешено, а это запрещено. Если Вы объявляете, что без правил, так давайте так и работать. Каждый человек, выходя на татами, знает на что он идет. Ты видел видеозапись одного из турниров. Я выпускал мальчишек, прозанимавшихся у меня 2-3 года, 6-ой кю оранжевый пояс - ученическая степень. Против них выходили черные пояса и по массе все раза в полтора больше моих ребят. В первом бою на второй минуте мой ученик сломал нос черному поясу, второй бой, другой мой ученик на 3-ей минуте сломал челюсть в двух местах также черному поясу. Третий бой выбил несколько зубов и после удара в печень, черный пояс не смог продолжать бой. И это все ученики, оранжевые пояса. Кому мне что еще доказывать и что мне с ними делать на татами. Могу еще добавить, что за 10 лет выступлений на соревнованиях мои ученики еще ни разу не оставались без призовых мест.

— А чем же тогда занимаются эти "черные пояса"?

— Эти ребята занимаются не истинным каратэ, а как я называю "военизированной гимнастикой". Я их не осуждаю. Гимнастика красивый вид спорта, но в реальном бою с таким умением делать нечего. К сожалению, черный пояс сейчас ни о чем не говорит. Девальвировалось само понятие поясов. У меня были ребята, прозанимавшиеся год - полтора, которые уходили в другие школы, и еще через полгода появлялись с черными поясами. В нашей школе на оранжевый пояс, 6 кю, ученик может сдать не раньше, чем через полтора года. Он должен усвоить необходимую сумму знаний для своего уровня, а что происходит в других местах - судить не берусь.

— Насколько эффективен стиль окинаватэ по сравнению с другими стилями каратэ или видами боевых искусств?

— По эффективности аналогов нет.

— То есть человек, владеющий окинава тэ, непобедим?

Да, бойца окинава тэ при соответствующем уровне владения этим стилем остановить может только пуля. Да и с ее помощью сделать это проблематично. Помнишь Богомолова "В августе 44-го", описание как офицеры Смерша "качают маятник", захватывают вооруженного пистолетом противника, используя резкие диагональные перемещения и фактор засветки солнцем. Нечто подобное развивалось на Окинаве в течении столетий. Самураи кроме мечей, которыми они кстати могли наносить четыре удара в одну секунду, были вооружены мушкетами, а позже и более совершенным огнестрельным оружием. Человеку приходилось выходить против самурая с голыми руками. В результате эта техника отработанна блестяще. Так что "качать маятник" - это не изобретение двадцатого века.

— Вы или ваши ученики проводили бои с представителями других боевых искусств?

— Я уже говорил, неоднократно на многих турнирах.

— А в более неформальной обстановке, без судейства?

— Сами мы встреч не искали, но за 10 лет существования школы в Москве представители практически всех направлений единоборств и боевых искусств, в том числе и так называемые "уличные бойцы", побывавшие в нашем додзе и пытавшиеся работать по жестким правилам "ури куми го", на подобные эксперименты больше не решались. Причем в нескольких случаях исход поединков был настолько близок к летальному, что практику подобных "товарищеских встреч" было решено прекратить. Практически все эти бои были засняты на видеопленку, и кроме этого у меня лежат расписки, что они сознательно выходят на татами, знают, на что идут и никаких претензий в случае тяжелых травм предъявлять не будут. Мои просьбы о расписке они воспринимали со смехом, правда позже им было не до смеха.

— Вы даже требовали расписки?

— А как ты хотел, я прекрасно знаю, каким оружием владеют мои ученики и что значит для человека, пусть он каким угодно занимается боевым искусством, но не прошедшего тренировок по специальной методике, бой в полный контакт без правил и защитных приспособлений. Человек может остаться инвалидом.

— Вы не могли прекращать эти бои, не доводя до столь серьезных последствий?

— Во-первых, они приходили к нам не на дружеский спарринг, во-вторых, в окинава тэ не бывает много ударов. Как правило, один и все кончено. Я и так просил ребят не работать в полную силу. Но в реальном бою это сделать очень сложно, ведь противник старается уложить тебя.

— Кто у Вас занимается в школе по составу?

— Полный спектр: от мальчишек до бизнесменов и офицеров спецслужб. Приятно, что мы единственная школа в Москве, в которой даже японцы занимаются у наших инструкторов.

— Многие уходят?

— Школа как сито. Плохие люди здесь долго не задерживаются.

— Занятия платные?

— Я никому не отказываю из-за денег. Кто может, тот платит и платит дорого, кто не может, тот занимается бесплатно, и причем каждый этот вопрос решает для себя сам.

— Вы бескорыстный человек?

— Знания нельзя продавать за деньги. Это мой принцип. Но нам надо арендовать залы, и те, кто может платить, платит. Вообще мы принимаем людей в школу только после собеседования.

И проверки физических данных?

— Физические данные ничто, их можно без проблем развить. Главное, чтобы взгляды на жизнь совпадали с основными установками окинава тэ. К сожалению, бывает и ошибаемся.

— После того, что Вы испытали в армии, Вы не стали ненавидеть людей?

— В каратэ отсутствует такое понятие как ненависть. Противника нельзя ненавидеть. В бою ты должен быть спокоен. Ненависть - это эмоции, на которые тратится много энергии. Противник должен тебя или бояться, или злиться, а ты должен быть спокоен. Был такой случай, когда два больших мастера каратэ, начав бой, простояли несколько минут, глядя друг другу в глаза, и разошлись, согласившись на ничью. Они оба были спокойны, одинаковой силы духа.

— Получается, что в окинава тэ сила духа важнее техники?

— Нет, все взаимосвязано. Техника бесполезна, если дух слаб и, соответственно, наоборот. Но сначала надо победить себя. Эмоции не совместимы с понятием окинава тэ. Наверное, все-таки дух первичен. Вот уникальный пример. У меня занимается парень, потерявший ногу в результате тяжелого ранения в Афганистане. Ты бы видел, как он работает в Додзе. Его силе духа можно позавидовать, а в результате у него довольно высокий уровень техники и он постоянно прогрессирует. Преодолей себя - это, наверное, главное в окинава тэ. Сможешь преодолеть, и техника придет.

— Посмотрев видеозаписи вашей школы, я бы не сказал, что это очень красивое зрелище, по сравнению с западными боевиками.

— Не надо путать каратэ и кино. Когда я вижу, как Ван Дам делает свой знаменитый урамаваши, мне смешно. Любой мой ученик за это время остановил бы его несколько раз. Он постоянно раскрыт. Вообще в кино пытаются сделать из каратэ разновидность фигурного катания. Красиво, эффектно, но совершенно неэффективно. Настоящее каратэ, а особенно староокинавское каратэ не зрелищно. Ведь его основной принцип - "убить с одного удара". Несколько незаметных движений, и противник падает. Эффективный удар едва уловим, если удар видно, он не эффективен. Основа окинаватэ в технике - концентрированный удар в правильно выбранный момент времени, в нужную точку. И, естественно, все это должно выполняться на уровне подсознания. Если ты подумал, как ударить и куда, ты труп. Ты потратил время, в реальном бою такое не прощается.

— Валерий, а что надо для того, чтобы стать хорошим Сэнсеем?

— Ну и вопросы у тебя... Наверное, не знаю как в России, а в Москве точно не найдется Сэнсей, которому приходилось драться с десятком человек, цель которых была убить его. Вот как это испытаешь, так наверное и станешь Сэнсеем. Вообще считаю, что сейчас Россия "кузница Сэнсеев". По менталитету мы в настоящий момент -Окинава триста лет назад.

— Какая у Вас цель в жизни?

— Как у Сэнсея, передать свои знания ученикам и продвинуться вместе с ними хоть немного ближе к пониманию высшего закона Дао. Ведь зал для занятий боевыми искусствами называется "Додзе" , что можно перевести как "место, где ищут путь".

И ... в двух словах, что для Вас каратэ?

— В двух словах... Каратэ, пусть не покажется банальностью, это образ жизни, это "мой диагноз" - в хорошем значении этого слова.